Главная Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Образование Приложение 8. Перспективный план по реализации содержания программы Родники Дона
.
.
Тема |
Цель |
Смыслы |
|
Раздел «Казаки и казачата» |
|||
Сентябрь |
|||
Моя семья - мое богатство. |
Сохранение традиций, их передача от одного поколения к другому. Бережное отношение к членам семьи. |
Семья-главное в жизни человека. Семья-это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры и другие члены семьи. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. |
|
Люди живут в городе и на селе |
Дать представление об отличиях жизни в городе и сельской местности. |
Люди могут жить в городе или деревне. Их жизнь отличается: люди в городе в основном живут в многоквартирных домах, а на селе - в частных домах. Сельские жители очень много работают на земле, имеют сад и огород, ухаживают за домашними животными. Городские жители работают на предприятиях, заводах. В городе много транспорта. Жители города и села помогают друг другу. |
|
Наша малая Родина - Донской край |
Формировать представление о Ростовской области. |
Место, где мы живем называется Ростовская область или Донской край. Его главная река - Дон, который еще называют «тихим». В этой реке водится много рыбы. Наш край богат хлебом, фруктами, овощами. |
|
Ой-ты, Дон широкий |
Главная река казаков - Дон. |
Река прекрасна в разное время года. Рисование «Река Дон». Расширение представлений о различных способах передачи движения воды. |
|
Октябрь |
|||
Казаки на Дону |
Формировать представление о казаках как защитниках, казачках как хозяйках. |
Первыми жителями Дона были казаки. Они - защитники своей земли, умелые и бесстрашные воины. Конь – верный друг казака. О нем пелись песни и слагались пословицы. |
Конь – верный друг казака |
Конь – верный друг казака. |
Казаки с большой любовью и уважением относились к коням. Кони бывают разными. |
В гостях у тетушки Аксиньи |
Формировать представление о женщине-казачке. |
Хозяйка дома (куреня) - казачка занималась обустройством жилища, готовила пищу на печи, изготавливала одежду, воспитывала детей. Знакомство с кухонной утварью: глиняная посуда, деревянные ложки, самовар, кочерга и ухват. |
В гостях у тетушки Аксиньи |
Формировать представление о предметах одежды казаков |
Рассказать о одежде донских казаков. О том, что казаки изготавливали себе одежду, о стирке и глажке белья. Познакомить с предметами быта: коромысло, стиральная доска, корыто для стирки, угольный утюг. |
Ноябрь |
||
Воспитание мальчика в семье |
Формировать представление об особенностях воспитания мальчика-казака. |
У мальчиков воспитывались лучшие мужские качества. Казачат приучали к верховой езде, рукопашному бою, обучали стрельбе и владению шашкой. |
Воспитание девочки в семье |
Формировать представление об особенностях воспитания девочки-казачки. |
Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких детях и животных. У маленьких казачек развивали такие женские качества, как заботливость, внимание, терпение. |
Вечер казачьих игр |
Расширение представлений о разнообразии игр казаков. |
Знакомство с играми донских казачат. В играх казаков отражаются традиции, быт, культура Донского края. Для проведения игр казачата использовали различные атрибуты: камешки, палочки, лоскутики, стекляшки. |
Раздел «Краски |
литература Тихого Дона» |
|
Дары природы |
Ценность даров природы родного края. Рисование «Яблоко» |
Рассказать о богатстве родного края: хлеб, овощи, фрукты, цветы. Приобретение опыта рисования предметов круглой формы |
Декабрь |
||
Произведения устного народного творчества |
Дать представление о многообразии фольклорных жанров Донского края. |
Донской фольклор «впитал» в себя красоту родной земли, своеобразие уклада жизни казаков, он представлен следующими произведениями: колыбельными, пословицами, закличками, сказками, потешками, небылицами. |
Донская природа |
Дать представление о природных богатствах родного края. |
Жизнь казаков на Дону напрямую связана с природой Донского края: строительный материал для построек, питание растительной и животной пищей, пастбища для выгула скота. Городской и сельский пейзаж имеют свои отличительные особенности: в деревне – рощи, поля, луга, в городе – парки, скверы. |
Январь |
||
Произведения Тихого Дона |
Знакомство с Донским фольклором. |
Знакомство с колыбельными, потешками, пословицами и поговорками. Учить детей пересказывать небольшой рассказ с опорой на иллюстративный материал. |
Народные гуляния |
Развитие интереса к народным играм, песням. |
Казаки были не только сильными и мужественными воинами, но и веселыми, жизнерадостными людьми. Любили играть на музыкальных инструментах. Народные песни воспевают природу родного края, подвиг казаков. |
Раздел «Архитектура моего дома» |
||
Февраль |
||
то такое дом? |
Дом необходим человеку для того, чтобы в нем жить. Каждое здание состоит из определенных частей |
Бережное отношение к архитектурным сооружениям, родному дому, улице. |
Какие бывают дома? |
История архитектурных сооружений: от пещеры до кирпичных зданий |
Дом должен быть прочным, красивым, полезным. |
Деревянная архитектура |
Знакомство с деревянным зодчеством. |
В условиях окружения нашей страны лесами, самым доступным строительным материалом было дерево. |
Каменная архитектура |
Знакомство со зданиями, построенными из камня. |
Человек научился обрабатывать камень и строить каменные дома. |
Март |
||
Архитектура села и деревни |
Знакомство с особенностями архитектуры села и деревни |
Здания находятся в окружении зеленых насаждений. Имеются дополнительные постройки для домашних животных. Сельские постройки гармонично вписаны в окружающих природный ландшафт. |
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края |
||
Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая |
Знакомство с народным праздником. |
Масленица - самый шумный, озорной, веселый праздник, который отмечается в конце зимы. На масленицу взрослые и дети обязательно ходили в гости и ели там блины со сметаной, маслом, вареньем. |
Живет в народе песня |
Знакомство с казачьими песнями. |
Народные казачьи песни воспевают любовь к родному краю, его природе, особенностях характера казака – мужество, храбрость, готовность оберегать родную землю. |
Апрель |
||
Народные музыкальные инструменты |
Служили человеку для развлечений. Каждый инструмент издает свой неповторимый звук. |
Сохранение обычаев, традиций от поколения к поколению. |
Звуки народных инструментов |
Дать представление о виде и звучании народных инструментов. |
Звуки у каждого инструмента образуются по-разному: ударом по струнам, друг об друга, растяжением мехов. Мелодии бывают разные по характеру: веселые и грустные. |
Чтение литературных произведений донских писателей. Сказка «Кот и лиса». |
Знакомство со сказкой «Кот и лиса» |
Художественное своеобразие литературных произведений донских писателей. |
Весна - пора пробуждения природы |
Дать представление о весне как о поре пробуждения природы. Наблюдение за цветением кустов сирени. |
Земля донская богата растительностью. Весной начинается цветение различных растений. |
Май |
||
Праздник Пасхи |
Дать представление о значении и традициях праздника. |
В праздник Пасхи на Дону казаки всегда пекли куличи, красили яйца, накрывали праздничные столы, ходили друг к другу в гости. |
Животные Донского края |
Знакомство с животными, обитающими в Ростовской области |
Расширение представлений о животных, обитающих в Ростовской области. |
Птицы Донского края |
Знакомство с птицами, обитающими в Ростовской области |
Расширение представлений о птицах, обитающих в Ростовской области. |
Педагогическая диагностика уровня освоения детьми программы «Родники Дона» |
Определение уровня освоения детьми программы «Родники Дона» |
Перспективный план по реализации содержания
по реализации программы «Родники Дона» (2 год обучения, средняя группа)
Тема |
Цель |
Знания |
Раздел «Казаки и казачата» |
||
Сентябрь |
||
Моя семья - мое богатство. |
Сохранение традиций, их передача от одного поколения к другому. Бережное отношение к членам семьи. |
Семья-главное в жизни человека. Семья-это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры и другие члены семьи. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. У каждого члена семьи свои обязанности. Членам семьи нужно помогать. |
Люди живут в городе и на селе |
Дать представление об отличиях жизни в городе и сельской местности. |
Люди могут жить в городе или деревне. Их жизнь отличается: люди в городе в основном живут в многоквартирных домах, а на селе - в частных домах. Сельские жители очень много работают на земле, имеют сад и огород, ухаживают за домашними животными. Городские жители работают на предприятиях, заводах. В городе много транспорта. Жители города и села помогают друг другу. Городские жители на предприятиях и заводах создают предметы, которые облегчают жизнь сельским жителям. |
Наша малая Родина - Донской край |
Формировать представление о Ростовской области. |
Место, где мы живем называется Ростовская область или Донской край. Его главная река - Дон, который еще называют «тихим». В этой реке водится много рыбы. Наш край богат хлебом, фруктами, овощами. Жители края много трудятся на своей родной земле. Жители Донского края делают все, чтобы край был богатым и процветал. |
Ой-ты, Дон широкий |
Главная река казаков - Дон. |
Река прекрасна в разное время года. Река Дон – кормилица, радует жителей своей красотой. Рисование «Река Дон». Расширение представлений о различных способах передачи движения воды. |
Октябрь |
||
Казаки на Дону |
Формировать представление о казаках как защитниках, казачках как хозяйках. |
Первыми жителями Дона были казаки. Они защитники своей земли, умелые и бесстрашные воины. Казачки - занималась обустройством жилища, готовили пищу на печи, изготавливали одежду, воспитывали детей. Казаки всегда помогали друг другу. |
Развлечение Покров |
Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. |
Участие в праздничном мероприятии «Покровская ярмарка» |
Конь – верный друг казака |
Конь – верный друг казака. |
Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлять тяжелые грузы. Часто казаки устраивали конные состязания. Казаки очень уважительно относились к лошадям: кормили, чистили их. |
Сундучок донской казачки |
Формировать представление казачьем быте. |
Знакомство внутренним устройством куреня. Знакомство с кухонной утварью: глиняная посуда, деревянные ложки, самовар, кочерга и ухват. Познакомить с предметами быта: коромысло, стиральная доска, корыто для стирки, угольный утюг. |
Ноябрь |
||
В гостях у тетушки Аксиньи |
Формировать представление о предметах одежды казаков. |
Рассказать о одежде донских казаков. О том, что казаки изготавливали себе одежду, о стирке и глажке белья. Аппликация/коллективная работа «Казак и казачка». |
Воспитание мальчика в семье |
Формировать представление об особенностях воспитания мальчика-казака. |
У мальчиков воспитывались лучшие мужские качества. Казачат приучали к верховой езде, рукопашному бою, обучали стрельбе и владению шашкой. Мальчиков, как будущих мужчин, приучали брать на себя роль защитника и охранителя. |
Воспитание девочки в семье |
Формировать представление об особенностях воспитания девочки-казачки. |
Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких детях и животных. У маленьких казачек развивали такие женские качества, как заботливость, внимание, терпение. В окружении мальчиков девочки должны демонстрировать свою гордость, игривость, доброту. |
Встречаем гостей |
Знакомство с традициями встречи дорогих гостей. |
Входя в дом, гость снимал шапку, крестился, кланялся и приветствовал хозяев. Его приглашали «откушать хлеба-соли», сажали на почетное место и угощали. Знакомство с традиционными блюдами казаков. |
Раздел «Краски и литература Тихого Дона» |
||
Декабрь |
||
Дары природы |
Ценность даров природы родного края. Рисование «Дары природы» |
Рассказать о богатстве родного края: хлеб, овощи, фрукты, цветы. Приобретение способа преподнесения «даров» другому человеку. |
Донская природа |
Дать представление о природных богатствах родного края. |
Жизнь казаков на Дону напрямую связана с природой Донского края: строительный материал для построек, питание растительной и животной пищей, пастбища для выгула скота. Рассказать о богатствах природы: степи и реки, поля и сады и т.д. Рассматривание картин зимней природы края. |
Городской и сельский пейзаж |
Находить различия сельской местности и городской. |
Рассматривание иллюстраций по теме, составление рассказа по картинке. В деревне - рощи, поля, луга, сады, а в городе парки и скверы. |
Январь |
||
Рождество |
Дать представление о значении праздника. |
Знакомство с рождественскими традициями |
Произведения Тихого Дона |
Знакомство с Донским фольклором. |
Знакомство с колыбельными, потешками, пословицами и поговорками. Учить детей пересказывать небольшой рассказ с опорой на иллюстративный материал. |
Народные гуляния |
Развитие интереса к народным играм, песням. Бережное отношение к народным традициям |
Казаки были не только сильными и мужественными воинами, но и веселыми, жизнерадостными людьми. Любили играть на музыкальных инструментах. Народные песни воспевают природу родного края, подвиг казаков. Праздники в старину справляли дружно и весело. Совершались определенные обряды. Принимали активное участие дети. |
Раздел «Архитектура моего дома» |
||
Февраль |
||
Что такое дом? |
Дом необходим человеку для того, чтобы в нем жить. Каждое здание состоит из определенных частей |
Мой дом – моя крепость. Бережное отношение к архитектурным сооружениям, родному дому, улице. |
Какие бывают дома? |
История архитектурных сооружений: от пещеры до кирпичных зданий |
Дом должен быть прочным, красивым, полезным. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные, кирпичные и деревянные. Многоэтажные дома – это здания, в которых одновременно может проживать большое количество людей. Они имеют различные удобства для человека – лифт, мусоропровод, горячая и холодная вода, отопление. |
Деревянная архитектура |
Знакомство с деревянным зодчеством. |
В условиях окружения нашей страны лесами, самым доступным строительным материалом было дерево. Основные свойства дерева – не тонет в воде, имеет шероховатую поверхность, легче камня. Стены избы складывались из ровных стволов дерева. Строили избы без единого гвоздя при помощи топора. |
Каменная архитектура |
Знакомство со зданиями, построенными из камня. |
Первым жильем человека была пещера. Человек научился обрабатывать камень и строить каменные дома. Камень обладает следующими свойствами: тяжелый, тонет в воде, гладкий. Каменные дома очень прочные, но строить их очень трудно. Современным материалом, применяемым в строительстве является кирпич. |
Архитектура родного края |
Знакомство с особенностями дома казака. |
Архитектура Донского края отражает уклад жизни южного торгового города: большое количество торговых центров, базарных площадей, здания украшены большим количеством архитектурных деталей, штукатурка светлых тонов. |
Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая |
Знакомство с народным праздником. |
Масленица - самый шумный, озорной, веселый праздник, который отмечается в конце зимы. На масленицу взрослые и дети обязательно ходили в гости и ели там блины со сметаной, маслом, вареньем. |
Архитектура села и деревни |
Знакомство с особенностями архитектуры села и деревни |
Здания находятся в окружении зеленых насаждений. Имеются дополнительные постройки для домашних животных. Сельские постройки гармонично вписаны в окружающих природный ландшафт. |
Птицы прилетели |
Весна - пора прилета птиц. |
Март - месяц прилета птиц. Чтение стихотворения Долинского «Птички- странички». |
Апрель |
||
Что нам стоит дом построить? |
Учить анализировать сходные объекты, формировать представления о разных постройках домов. |
Найти различие между одноэтажным и многоэтажным домом. Конструирование одноэтажных и многоэтажных домов из строительного материала. |
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края» |
||
Живет в народе песня |
Знакомство с казачьими песнями. |
Народные казачьи песни воспевают любовь к родному краю, его природе, особенностях характера казака – мужество, храбрость, готовность оберегать родную землю. Казаки часто исполняли песни на народных праздниках, встречах после боевых походов. Колыбельные песни были наполнены теплотой и нежностью к своим маленьким казачатам. |
Народные музыкальные инструменты |
Служили человеку не только для развлечений. Каждый инструмент издает свой неповторимый звук. |
Сохранение обычаев, традиций от поколения к поколению. Казаки верили, что музыкальные инструменты обладают еще и волшебной силой, оберегают людей от всякого зла. |
Звуки народных инструментов |
Дать представление о виде и звучании народных инструментов. |
Звуки у каждого инструмента образуются по-разному: ударом по струнам, друг об друга, растяжением мехов. Мелодии бывают разные по характеру: веселые и грустные. |
Май |
||
Праздник Пасхи |
Дать представление о значении и традициях праздника. |
В праздник Пасхи на Дону казаки всегда пекли куличи, красили яйца, накрывали праздничные столы, ходили друг к другу в гости. |
Животные Донского края |
Знакомство с животными, обитающими в Ростовской области |
Расширение представлений о животных, обитающих в Ростовской области. |
Птицы Донского края |
Знакомство с птицами, обитающими в Ростовской области |
Расширение представлений о птицах, обитающих в Ростовской области. |
Педагогическая диагностика уровня освоения детьми программы «Родники Дона» |
Определение уровня освоения детьми программы «Родники Дона» |
Перспективный план по реализации содержания
программы «Родники Дона» (третий год обучения, старшая группа)
Тема |
Цель |
Знания |
Раздел «Человек в истории Донского края» |
||
Сентябрь |
||
Как у нас было на Тихом Дону |
Знакомство с историческим прошлым родного края. |
Город-крепость Танаис был торгово-промышленным центром. На Дону жили разные племена – кимерийцы, скифы, сарматы, хазары, печенеги. |
Возникновение донского казачества |
Казачество – сообщество людей |
Казак – защитник родины, труженик. Мужественность казака, трудолюбие. Женственность казачки, способность воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. |
Казачьи символы и знаки |
Герб, флаг, гимн Ростовской области. Символы Войска Донского. |
Слово «родина» много значит для каждого из нас. Ростовчане гордятся просторами и красотой Донской земли. Самое большое богатство Донского края – это его народ. |
Казачий курень, донские казачьи традиции |
Казачий курень – жилище казаков, место для общения семьи |
Уклад жизни казака, тип казачьего жилища: землянки, курень. Курень обьединяет и собирает членов семьи, обогревает, защищает от непогоды. Природосообразность казачьего зодчества, внешнее украшение построек. Внутренне убранство куреня. |
Октябрь |
||
Развлечение «Покров» |
Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. |
Уяснить особенности празднования «Покрова» на Дону, приобщать детей к истокам русской культуры. |
Труд людей родной земли |
Расширение знаний о труде казаков |
Сельское хозяйство (земледелие, животноводство, рыболовство, огородничество) является основой экономической жизни казаков. |
Старинная казачья кухня |
Знакомство со старинной казачьей кухней |
Внутренне убранство казачьей кухни, предметы кухонной утвари. Разнообразие старинной казачьей кухни |
Ноябрь |
||
Казак рождается воином |
Формировать у дошкольников интерес к истории Войска Донского. |
Храбрость, умение владеть оружием, выносливость, мгновенная реакция – все это составляет казачий характер, который ковался в мужчине с колыбели. Роль казачки в воспитании казака. |
Раздел «Человек - созидатель культуры» |
||
Преданья старины глубокой |
Ознакомление с историей и спецификой казачьего фольклора. |
Знакомство с историей и спецификой казачьего фольклора, разнообразием жанров фольклора и сюжетов песен. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений. |
Здравствуй, сказка Тихого Дона! |
Знакомство с народными волшебными сказками, записанными на Дону. |
Неповторимость казачьей сказки, самобытность языка |
Здравствуй, сказка Тихого Дона! |
Знакомство со сказками П.Лебеденко |
Красота поступков положительных героев сказки, которые неуклонно стремятся помогать слабым, обиженным, их бесстрашие и находчивость. |
Декабрь |
||
Одежда казаков |
Ознакомление детей с одеждой донских казаков |
Одежда казаков показывает оригинальность, основанную на глубоких художественных традициях, согревает, создает удобство и комфорт человеку, показывает принадлежность к профессии. |
Устное народное творчество |
Знакомство с произведениями устного народного творчества устного |
Устное народное творчество раскрывает своеобразие эстетических представлений о добре, красоте. Трудолюбии, дружбе в казачьей среде. |
Живопись донских художников |
Знакомство с произведениями донских художников |
Живопись открывает мир людей, ценность и красоту жизни, красоту сочетаний цвета. |
Январь |
||
Рождество |
Развивать представления о значении праздника |
Знакомство с Рождественскими традициями. |
Посуда на столе казака |
Расширение знаний о быте донских казаков |
Посуда является украшением стола, обладает удивительной способностью сохранять свежесть продуктов. |
Белая Семикаракорская керамика – художественный феномен. |
Знакомство с декоративно - прикладным искусством Дона. |
В основе Семикаракорской керамики лежит букетно-растительный орнамент, дополненный сеткой, арабеской. Могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона. |
Февраль |
||
Лепка Семикаракорской посуды |
Освоение приемов работы с глиной. |
Семикаракорский промысел, технология его изготовления. Передача особенностей Семикаракорской посуды. |
Гордость Донской Земли – А.П.Чехов. |
Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова. |
Писатель родился в Таганроге. Множество произведений писателя связаны с родным краем. Чехов писал не только для взрослых, но и для детей. Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Глава пятая «Талант, талант». |
Композиторы Донской земли |
Знакомство с творчеством донских композиторов. |
Познакомить с понятием композитор и консерватория. Творчество донских композиторов Л.П.Клиничева, В.С.Ходоша. |
Март |
||
Народный и кукольный театр на Дону |
Знакомство с историей народного и кукольного театра. |
Раскрывает модель жизни, отношений, передает традиции, обычаи. |
Раздел «Человек в пространстве Донского края» |
||
Архитектор - создатель поэзии в камне |
Формирование представлений о профессии архитектора. |
Архитектор создает проект, эскиз, чертеж и макет здания. Главные средства выразительности – форма и обьем. |
Город-крепость Старочеркасск |
Знакомство с историей Старочеркасска |
История и достопримечательности Старочеркасска. Беседа с использованием презентации. |
Столица Области Войска Донского - город Новочеркасск |
Современная столица Войска Донского. |
История и достопримечательности города Новочеркасска. Беседа с использованием презентации. |
Апрель |
||
Город Таганрог – родина А.П.Чехова |
Знакомство с историей и достопримеча тельностями Таганрога |
Таганрог является крупным портовым городом, в котором имеется множество памятников архитектуры. Город Таганрог – родина всемирно известного писателя А.П.Чехова, многочисленные архитектурные сооружения посвящены знаменитому горожанину. |
Архитектура города Ростова-на-Дону |
Актуализация знаний об архитектуре города Ростова-на-Дону |
В архитектуре города Ростова - на – Дону отражены особенности истории и культуры южного купеческого города. Конструирование из бумаги «Наша улица родная». |
Монументальные памятники донской казачьей старины |
Познакомить со скульптурой как одним из видов искусства. |
Донская земля богата памятниками скифской культуры (древние городища). Знакомство с понятиями «скульптура» и «скульптор». |
Памятники Героям-защитникам земли Донской |
Знакомство со знаменитыми памятниками Ростовской области. |
Рассказать о подвигах защитников Отчества и посвященных им памятникам: памятники героям Гражданской и Великой Отечественной войны. |
Раздел «Праздники - события в жизни людей» |
||
Май |
||
Пасха |
Дать представление о значении и традициях праздника. |
Проект «Пасхальный перезвон» Участие в праздничном мероприятии (по сценарию) Подготовка выставки поделок и рисунков. |
Народные праздники на Дону |
Христианские праздники на Дону тесно связаны с народными. |
Актуализировать знания о основных христианских праздниках на Дону: Рождество, Колядки, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Вспомнить особенности подготовки и традиции празднования. |
Увеселения, забавы, игры, казаков |
Дать представления о досуге казаков. |
Увеселения, игры, забавы казаков как особые формы передачи социального и культурного опыта новым поколениям. |
Диагностика |
Определение уровня представлений дошкольников о культуре и истории Донского края. |
Перспективный план по реализации содержания
программы «Родники Дона» (четвертый год обучения, подготовительная группа)
Тема |
Цель |
Знания |
Раздел «Человек в истории Донского края» |
||
Сентябрь |
||
Как у нас было на Тихом Дону |
Знакомство с историческим прошлым родного края. |
Познакомить с археологическими находками. Легенда об амазонках. Город-крепость Танаис |
Казак-молодец, вольный удалец |
Знакомство с историей донского казачества. |
Откуда пошли «казаки» - вольный народ. Знакомство с оружием казаков. |
Казачьи символы и знаки |
Знакомство с символами казаков и их заповедями. |
Символы Ростовской области - герб, гимн, флаг. Символы войска Донского – знамя, герб и гимн. Самое большое богатство края - его народ. Заповеди казаков. |
Октябрь |
||
Край, в котором ты живешь. История Донской земли |
Развитие способности понимать ценность жизни. |
История донской земли. Казак – защитник Родины, труженик. Символика Войска Донского. |
Развлечение «Покров» |
Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. |
Уяснить особенности празднования «Покрова» на Дону, приобщать детей к истокам русской культуры. |
На казачьем кругу |
Знакомство с символами казачьей доблести, воспитание чувства гордости за свой родной край |
Понятие «Казачий круг», символы казачьей доблести: бунчук, булава, насека, печать Войска Донского. Символы Войска Донского отражают его особенности, кодекс казачьей чести. |
Ноябрь |
||
Казак рождается воином |
Формировать у дошкольников интерес к истории Войска Донского. |
Храбрость, умение владеть оружием, выносливость, мгновенная реакция – все это составляет казачий характер, который ковался в мужчине с колыбели. Роль казачки в воспитании казака. Роль казачки в воспитании казака. |
Атаманы И.М.Краснощеков, М.И.Платов - легендарные личности Дона |
Знакомство с подвигами легендарных донских атаманов |
Чудеса храбрости и мужества, проявленные на войне донскими атаманами И.М. Краснощековым, М.И. Платовым |
Раздел «Человек - созидатель культуры» |
||
Преданья старины глубокой |
Ознакомление с историей и спецификой казачьего фольклора. |
Разнообразие жанров донского фольклора и сюжетов песен. Казачий фольклор имеет патриотическую направленность. |
Здравствуй, сказка Тихого Дона! |
Знакомство со сказками П. Лебеденко. |
Чтение сказки «Доброе сердце дороже красоты» Беседа по содержанию произведения. |
Декабрь |
||
Устное народное творчество. Сказки, записанные на Дону. |
Знакомство с устным народным творчеством |
Чтение сказки «Про сына купца и дочь сапожника». Беседа по содержанию произведения. |
Сундучок тетушки Аксиньи |
Расширение знаний о традиционной одежде и обуви казака и казачки. |
Повседневная и военная форма донского казака. Особенности повседневной и праздничной женской одежды. |
Казачий курень |
Актуализация знаний о казачьих куренях - жилищах донских казаков. |
Аппликация «Казачий курень». |
Январь |
||
Рождество |
Развивать представления о значении праздника |
Знакомство с Рождественскими традициями. |
Посуда на столе казака |
Расширение знаний о быте донских казаков. |
Казаки пользовались деревянной, глиняной посудой. Плели посуду из лозы. О металлической посуде. Мастер-класс по изготовлению традиционной посуды казаков. |
Семикаракорская посуда. Роспись в стиле Семикаракорского промысла |
Освоение техники рисования элементов узора Семикаракорской росписи |
Декоративное рисование по мотивам Семикаракорского промысла. |
Февраль |
||
Благодатная земля нашей родины, которая так щедра на таланты |
Развитие ценностносмыслового отношения к донской культуре. |
Донская культура, средства выразительности различных видов искусств: живописи, музыки, поэзии, художественных произведений |
Художники Донского края |
Знакомство с жизнью и творчеством живописцев Дона М.Б.Грекова, М.С.Сарьяна. |
Жизнь и творчество выдающихся живописцев Дона, воспевавших донскую природу |
Гордость Донской земли – М.А.Шолохов |
Знакомство с жизнью и творчеством писателя Шолохова М.А. |
Знакомство с биографией и творчеством писателя. Чтение отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Нахаленок». |
Композиторы Донской земли |
Знакомство с жизнью и творчеством Донских композиторов. |
Творчество донских композиторов А.И.Кусякова, Г.Н.Гонтаренко. произведения донских композиторов входят в репертуары оркестров, хоров, камерных ансамблей народных инструментов. |
Март |
||
Масленица |
Формирование представлений об обрядовых праздниках на Дону, воспитание ценностного отношения к народным традициям |
Приобретение певческих навыков, знакомство с культурными традициями донских казаков. |
Народный и кукольный театр на Дону |
Знакомство с историей народного и кукольного театра. |
Раскрывает модель жизни, отношений, передает традиции, обычаи. |
Раздел «Человек в пространстве Донского края» |
||
Архитектура и скульптура |
Актуализация знаний об особенностях архитектуры и скульптуры родного края. |
Архитектура и скульптура как виды искусства. Главные средства выразительности. |
Архитектура г. Ростова-на- Дону |
Знакомство с архитектурой города Ростова-на-Дону |
История и достопримечательности Ростова-на-Дону. Беседа с использованием презентации. |
Апрель |
||
Монументальные памятники Донской казачьей старины |
Ознакомление с памятниками Донской казачьей старины |
Отличительные особенности скульптурных произведений. Памятники героям родной земли. |
Человек - созидатель и человек - разрушитель |
Привить чувство ответственности за свои поступки. |
Человек может создавать и разрушать. Большой урон приносит экологическая обстановка. Исторические события также влияют на памятники прошлого |
Архитектура родного города (рисование) |
Развитие умения передавать архитектурные особенности зданий родного города |
Памятники архитектуры родного города имеют свое самобытное лицо, конструктивно-художественные особенности, историю создания. |
Наша улица родная. Конструирование из бумаги |
Развитие умения передавать архитектурные особенности зданий родного города: форму, обьем, характер. |
Рассказать о подвигах защитников отчества и посвященных им памятникам: памятники героям Гражданской и Великой Отечественной войны. |
Раздел «Праздники - события в жизни людей» |
||
Май |
||
Пасха |
Дать представление о значении и традициях праздника. |
Проект «Пасхальный перезвон» Участие в праздничном мероприятии (по сценарию) Подготовка выставки поделок и рисунков. |
Народные праздники на Дону |
Христианские праздники на Дону тесно связаны с народными. |
Актуализировать знания о основных христианских праздниках на Дону: Рождество, Колядки, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Вспомнить особенности подготовки и традиции празднования. |
Увеселения, забавы, игры, казаков |
Дать представления о досуге казаков. |
Увеселения, игры, забавы казаков как особые формы передачи социального и культурного опыта новым поколениям. |
Диагностика |
Определение уровня представлений дошкольников о культуре и истории Донского края. |