.
.
Консультация для родителей
«Театр в жизни ребенка»
«Театр - искусство прекрасное. Онооблагораживает,воспитывает человека.Тот,ктолюбиттеатрпо настоящему, всегда уносит из
него запас мудрости и доброты».
К.С.Станиславский
Познание жизни через эмоции
Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.
И зритель, и актер
У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие.
Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности.
Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле.
Дети – лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры
детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.
Воспитание доброты
Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке; своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.
Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.
Посещайтесдетьмитеатры
Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Это тот случай, когда мы говорим о ребенке- зрителе.
Но дети еще и гениальные актеры по своей природе, живущие чувствами и эмоциями, не ограниченными взрослением. А уж если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется.
Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельнее, у него появляется ответственность за дело, за себя и партнера. По сути, ребенок находит свое место в мире, приобретает множество уникальных инструментов, чтобы заявить о себе в полный голос и стать счастливым.
Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.
Театр кукол
У нас сегодня с мамой
Культурная программа. Давай мне, мама, руку, Пойдем в театр кукол! Что я большой - я знаю, Но кукол обожаю,
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять? Взял рукавичку и надел,
И вот уж Петушок запел, А поменял ты рукавичку,
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка - Актера трудится рука, И кукла оживает, Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем. А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!
Консультация для родителей
«Организация театрализованной деятельности в семье»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 - 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательныиимитационны,всегдаодноплановы,ночрезвычайнонасыщеныипотому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговариватьсосцены, учитываяих возрастныеособенности.Хорошо,еслимамыипапы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот домапоказать ребенкунебольшой спектакль –игруи дажепривлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома.
Например, можно организовать постановку сказки «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Кстаршемудошкольномувозраступрисистематичноститеатрально–игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьии даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменитьтеатральнойкуклойиотсценическойплоскостиперейтиксценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая играидет так, как будто бы все, что вней совершается,происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками,драматизациями,т.е.театральнымииграмидошкольников всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится. Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра-драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры. В детскомсадуили школенесложноподобратьдетейдля участиявспектакле.Нокакбытьс домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно,вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Темболеечто и цель-то уних совсемдругая, чем в условиях детского садаи школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они болееоткрыты в своих проявлениях, с нимипроще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.
Втеатральнойигреребеноквоспроизводитзнакомыелитературныесюжеты,иэто активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Консультация для родителей
«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Всовременномобществерезкоповысилсясоциальныйпрестижинтеллектаинаучногознания.Поэтомуродители стремятсянаучитьребенкачитать,считатьиписать, но забываютпоройоспособностичувствовать,думать,творить.Современныедетизнаютгораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логическиезадачи,ноонизначительнорежевосхищаютсяиудивляются,возмущаютсяи сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересыограничены,аигрыоднообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторыхпервоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Такие дети часто подвержены апатии и унынию, у них чаще случаются эмоциональные срывы.
А ведь взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами потребует отребенкаправильноихпониматьисоответственнонаних реагировать.Эмоции регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы, атакже его деятельность. И важно научить ребенка управлять своими эмоциями,пользоваться языком эмоций, как для выражения собственных чувств и переживаний, таки для лучшего понимания состояния других людей. Такие умения позволяют малышупроизвольноконтролироватьсвоеповедение,ибудутспособствоватьположительной коммуникациисокружающими.Уверенностьвсебеявляетсяважнымкачествомчеловекакакличности.
А как это сделать? Да просто играть со своим ребенком! Вся жизнь детей насыщенаигрой.Вигревысвашимребенкомстановитесьближе.Играраскрываетдуховныйитворческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему всоциальнойсреде.
Большоеиразностороннеевлияниеналичностьребенкапозволяет использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое педагогическоесредство,таккаксам малышиспытываетприэтом удовольствиеирадость.
Театрализованныеигрыпользуются удетейнеизменнойлюбовью,ведьонимогутпримеритьнасебя любуюроль. Большоеи разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их каксильное, но ненавязчивое педагогическое средство ведь малыш во время игры чувствуетсебя более раскованно, свободно, естественно. В театрализованных играх, как внастоящемискусстве,спомощьютакихвыразительныхсредств,какинтонация,мимика,жест,позаи походка,создаются конкретныеобразы.
Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно иуверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живоготворческого общения родителей и детей. Конечно, нам легче нажать кнопку телевизора иребенок занят, а мы можем заниматься своими бесконечными делами. Но не забывайте,что дети растут и время становления личности очень быстро уходит. А дела они никогдане кончаются. Отложите свои бесконечные дела, поиграйте со своим ребенком! И вот этотмоментребенокзапомнитибудетбережнохранитьвсвоемсердцеивовзрослойжизни!
Какзагораютсяглазамалыша,когдавзрослыйчитаетвслух!Акакребенокобрадуется,если вы вместе с ним обыграете какой – либо отрывок из сказки, становясь медведем,маленькимзайчикомилихитройлисой.Такиесовместные развлечениямогутсыграть
большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжетили придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир ичувствует себя хозяином, творцом происходящих событий, а родители, играя с ребенкомстановятся не только самыми близкими взрослыми, а необходимыми и важными. Дайтевозможность своему малышу превратится и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Онбудет озвучивает героев, придумает историю, проживет то, что в обычной жизни емупрожитьбывает нелегко.
Для такого театра ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ачудо,котороевозникаетуребенканаглазах, стоитвашихусилий!
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особеннополезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку кписьму.
К театру, который можно организовать в домашних условиях, относится и театр ложек. Куклы театраложек–этоложки(деревянныеилипластиковые),навогнутойсторонекоторых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин, фетра и т. п. сделаны остальныечасти героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы и т. п., а одежда (как правило,платьеввидеконуса)накрывает ручкуложки, темсамым, скрывая рукукукловода.
Домашний кукольный театр. Наиболее богатые возможности для игры-драматизации дает настоящийкукольныйтеатр,которыйвполнеможно устроитьдомаспомощьюкукол. Онимогутхохотать,плакать,кричать,обижаться,приниматьразличныепозы,удивляться,ныть и смотреть. Играя, ребенок забывает обо всем. Всеегосознаниеустремляетсявмирфантазииисказки,иребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забиякии задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклыпомогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека. Детям дляполноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты,вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым»фразамили механическим жестам. В игре ребенок развивается. При этом игрушки, которые мыприобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать исовершенствоватьее.
Театр на столе. Дети очень любят настольно-плоскостной или объемный театр. Сейчас впродаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные илифанерные силуэты на устойчивых подставках. Такой театр можно изготовить вместе сребенком из старой книги, которую ребенок в силу своего возраста «зачитал». А можно придумать и смастерить героев любой сказки из подручных средств.
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себямножество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлятьсцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль.Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует этозанятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественноговкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности сблизкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнегокукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоитнепожалеть наэто времени и сил!