Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» для детей 2 младшей группы
Цель: Актуализировать представления детей об одежде, учить называть предметы одежды, дифференцировать предметы одежды по временам года, запоминать последовательность одевания. Развивать речь детей, пополнять словарный запас.
Создавать предпосылки к фиксации затруднения и поиску способов его преодоления, учить применять полученные знания в дальнейшей деятельности.
Материал: Кукла Маша, сумка с зимней и летней одеждой, 2 корзинки для сортировки вещей, картинки с изображением зимней одежды для каждого ребенка.
- Введение в ситуацию
К детям в группу приходит кукла Маша, которая одета не по сезону в летние вещи. У нее с собой сумка с одеждой. Кукла говорит, что у нее в сумке много одежды, но она не знает, какую нужно одевать зимой, просит детей помочь.
Педагог предлагает детям помочь Кукле Маше, тем самым побуждая их к постановке «детской» цели. Ключевыми фразами на данном этапе являются вопросы: «Хотите помочь кукле?», «Сможете?»
- Актуализация знаний и умений
Воспитатель достает из сумки одежду (вперемежку зимняя и летняя). Обращает на это внимание детей. Задает детям вопрос:
- Как же мы можем помочь Маше?
Выслушивает ответы детей и предлагает рассортировать одежду по корзинкам (в синюю – зимние вещи, в желтую – летние). Воспитатель поочередно приглашает детей, они сами достают из корзинки вещи. При сортировке педагог обязательно задает детям вопросы «Что это?», «Когда нужно это одевать, летом или зимой?», «В какую корзинку положим?».
- Затруднение в ситуации
Кукла благодарит детей, говорит, что теперь она знает какие вещи нужно одевать зимой, но она не знает, что нужно одевать сначала, а что потом. Обращается к детям за помощью.
Педагог спрашивает детей, кто знает последовательность одевания и может показать. Предлагает попробовать одеть Машу на прогулку. Дети испытывают затруднение, воспитатель спрашивает «Почему не смогли?» (не знают как правильно).
Воспитатель говорит детям, что если они чего-то не знают, то надо постараться догадаться или обязательно узнать у того, кто знает. Сейчас нам надо узнать последовательность одевания. Хотите, чтобы я вам показала?
- «Открытие» нового знания (способа действий)
Воспитатель показывает детям последовательность одевания куклы в зимнюю одежду, дети вместе с педагогом повторяют ее названия.
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
ребенка.
Детям предлагается рассмотреть карточки с изображением предметов зимней одежды (совпадают с предметами одежды на кукле Маше) и разложить их в той последовательности, в которой воспитатель одевала куклу. Если дети затрудняются, педагог помогает им в выполнении задания.
- Осмысление
Педагог подводит итог. С помощью системы вопросов: «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.
Далее, с помощью вопросов: «Как удалось помочь кукле Маше?», «Что вы сделали для того, чтобы помочь кукле Маше?» подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что помогли рассортировать одежду и показать кукле последовательность одевания.