Главная Куруленок Анастасия Николаевна Куруленок Анастасия Николаевна Конспекты Конспекты образовательной деятельности
.
.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию на тему «Путешествие в магазин игрушек» в группах № 7, 9 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Программное содержание:
1. Образовательные задачи.
-продолжать совершенствовать двигательные умения детей: прыгать с продвижением вперёд, пролезать в обруч, ползать на коленях и предплечьях;
- продолжать совершенствовать навыки построения в колонны, используя зрительные сигналы;
- закреплять умение ходить и бегать легко и ритмично;
- Формировать умение играть в подвижные игры;
2. Развивающие задачи:
- развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость;
-содействовать развитию творческой двигательной деятельности в сочетании с музыкой различного характера, чувством ритма и образно-игровых представлений;
3. Формирующие задачи:
-формировать правильную осанку, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов, укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться;
- Формировать умение играть в подвижные игры;
-продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие и равномерное дыхание, используя приём релаксации;
4. Воспитывающие задачи:
- воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
-воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность)
Ход НОД:
I часть.
- Сегодня у нас необычное путешествие. Мы с вами отправимся в магазин игрушек. Сейчас вы закроете глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле – крабле – высь ребята в магазине игрушек очутись! »
Вот идут солдатики (обычная ходьба с отмашкой рук)
Рыжие лисицы (на носках)
Плюшевые мишки (ходьба на внешней стороне стопы)
Куклы (приставной шаг, боком)
Заводные зайцы (прыжки на двух ногах)
Игрушки веселятся (бег врассыпную)
«Крибле – крабле – высь игрушки на месте остановись!» (построение врассыпную) .II часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Кукла рано встаёт, ушки моет, носик трёт».
«Кукла» - стоя руки опущены, ноги на ширине стопы.
Поднять руки перед собой, вверх, перед собой и. п. (8 раз) .
2. «Два конца, два кольца, а в середине гвоздик».
«Ножницы» - стоя, ноги на ширине стопы, руки вытянуты вперед. Скрестные движения рук (8 раз)
3. «Длинной шеей я верчу, груз тяжелый подхвачу».
«Подъёмный кран» - стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны вправо-влево, вперёд (8 раз)
4. «Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается».
«Весёлая собачка» - стоя на коленях. Энергичные повороты таза вправо-влево. Звукоподражание «гав-гав».
5. «Ванька-встанька» - и. п. сидя, ноги врозь, руки на поясе, наклон вперед с хлопком по полу. (6 раз)
6. «Пучеглазая подружка, а зовут её лягушка».
«Заводная лягушка» - лежа на животе, согнув руки, кисти у груди. Прогибание в пояснице с выпрямлением рук и сгибание ног в коленях. Звукоподражание «ква-ква». (6 раз)
7. «Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса».
«Велосипед» - лежа на спине, энергичные движения ног. Повторить 10 раз чередовать с отдыхом.
8. «Мячик» - руки на поясе. Прыжки на двух ногах.
Упражнение на выравнивание дыхания.
Поднять руки вверх – вдох, опускаем руки с произношением слова «молодцы» - выдох.
III часть.
1. «Ёжик» - ползание на коленях и предплечьях.
2. «Мышка прячется в норку» - пролезание в обруч боком, не касаясь верхнего обруча, в группировке.
3. «Белочка» - прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
Подвижная игра «Волк и зайцы»:
Ребята, отгадайте загадку:
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
Дети: Заяц.
-А как вы догадались, что это заяц?
Дети: Длинные уши, прыгает ловко, любит морковку и т. д.
- ребята посмотрите к нам пришёл зайчик, он весь дрожит и что- то шепчет, давайте я послушаю
- ребята зайчик хочет, чтобы вы научили его быть смелым, ловким и быстрым.
- научим? А кого боится зайка в лесу?
Дети: Волка.
Ребята, а давайте поиграем в игру «Волк и зайцы» и заодно научим зайку быть быстрым, ловким и смелым.
Зайки, скачут скок, скок, скок
Приседают, слушают, не идёт ли волк.
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, прыгают по залу, присаживаются - слушают. Как только я произнесу слово «волк», волк выскакивает из «оврага» и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свой домик, где волк их не может ловить. Пойманных зверюшек волк, уводит к себе. Игра проводится 3 раза.
Ну что зайка, дети научили тебя быть смелым, быстрым и ловким.
И в благодарность за это, зайка дарит вам угощение.
Ребятки мы пойдём с вами в группу, и я вам их раздам.
Ребята, а теперь давайте возьмёмся за руки и проведём упражнение на релаксацию
- «Тишина у пруда»
Дети идут друг, взявшись за руки и произносят слова:
...Тишина у пруда, не колышется вода.
Не шумите камыши, отдыхайте от души.
Дети останавливаются, приседают, наклоняют голову вниз, ложатся на пол, закрывают глаза.
-Реснички опускаются - глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем - сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают, руки тоже отдыхают.
Отдыхают- засыпают…
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхаем - сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Дети садятся в круг по - турецки.
(анализ и самоанализ занятия)
-Ребята, а сейчас мы с вами закроем глаза я произнесу волшебные слова «Крибле – крабле – высь в детском саде очутись». Ребята, скажите, что вам понравилось на занятии? В какую игру мы с вами играли? А теперь скажите для чего нужно заниматься физкультурой? Ребята построились в обход по залу в группу шагом марш.
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему «Пирамида» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: закреплять умение скатывать из глины шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части, прижимая друг к другу.
Задачи:
Материал и оборудование: иллюстрации, игрушечная пирамидка, пластилин, стеки, дощечки, бумажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание игрушечной пирамидки и дидактические игры-упражнения с цветными колечками разной величины (задания: собрать пирамидку по образцу, сложить колечки от самого большого к самому маленькому и наоборот).
Ход НОД:
Организационный момент. Появляется медведь – игрушка)
Медведь: Здравствуйте ребята. Я очень рад вас видеть. Я пришел к вам из магазина игрушек. У нас в магазин привезли игрушку, но она рассыпалась, и мы не можем ее собрать. Прошу вас, ребята, помогите мне и всем игрушкам.
Но сначала отгадайте загадку и узнайте, что это за игрушка:
Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу - шире, сверху - уже.
Ответы детей: пирамидка
Основная часть:
Воспитатель показывает детям пирамидку-игрушку и при этом читает стихотворение И. Долматовой:
Из кружочков разноцветных
Пирамидку соберу,
А потом сниму верхушку
И рассыплю по ковру.
Соберу опять и снова
Раскатаю все кружки!
Я - не то, что братец Вова,
Не страдаю от тоски...
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем медвежонку и научим его собирать пирамидку. Посмотрите сколько здесь много колечек, какие они все разные. Есть большие, а есть и маленькие. Ребята, а вы знаете, как правильно собрать пирамидку? Какое колечко надо поставить первым?
Дети: Самое большое.
Воспитатель: Правильно. Вика, найди самое большое колечко и одень его на палочку. Молодец, правильно (дети с помощью воспитателя собирают всю пирамидку)
Проводятся дидактические упражнения. Воспитатель задает вопросы, а дети хором или по отдельности отвечают на них:
- назвать цвета по порядку: сначала снизу-вверх, а потом в обратном порядке - сверху вниз;
- какого цвета самое большое колечко?
- какого цвета самое маленькое?
- есть ли колечки, одинаковые по величине?
- есть ли колечки, одинаковые по цвету?
- почему верхушка пирамиды так называется? (Находится сверху.)
- какую форму она имеет?
Медведь: Спасибо вам ребята, какая красивая пирамидка у вас получилась. Теперь я тоже умею ее собирать. А теперь мне пора возвращаться в магазин. Спасибо вам огромное, ребята. До свидания.
Воспитатель: Молодцы ребята, какая красивая пирамидка у вас получилась. Давайте мы с вами слепим пирамидку и подарим ее нашим игрушкам.
Сначала отщипываем или отрезаем стекой пять кусочков пластилина разного цвета. При этом стараемся, чтобы кусочки пластилина были разной величины. Сравниваем их по размеру и выкладываем в ряд от самого большого к самому маленькому.
Берём самый большой кусочек, раскатываем в шар и сплющиваем, чтобы получился диск («лепёшка»), кладём на подставку - это основание вашей пирамидки (самое нижнее кольцо). Затем берём следующий по размеру кусочек пластилина и делаем ещё один диск, кладём его поверх самого большого - это второе кольцо пирамидки и так продолжаем лепить, остальные кусочки и укладывать диски. У нас получилась пирамидка, как настоящая.
Физминутка: Воспитатель, прежде чем вы начнете лепить, сделаем разминку для пальчиков:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы разминать.
Мы сжимаем - разжимаем
Быстро пальцы разминаем.
После разминки дети начинают лепить свои пирамидки.
Воспитатель напоминает детям о планировании работы: выкладывании пластилиновых комочков в ряд по размеру - от самого большого к самому.
Итог занятия:
В конце занятия воспитатель обязательно хвалит всех ребят за проделанную ими работу, и выставляются пирамидки на подставку для демонстрации.
Проводится, вместе с детьми, анализ игрушек – пирамидок. «Какая самая высокая пирамидка? Самая широкая? Самая большая? Самая весёлая? Самая ушастая?..»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарно-математических представлений на тему «Игрушки» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: формирование навыков счета в пределах пяти.
Задачи:
Оборудование: магнитная доска, плоскостные изображения плюшевых мишек и воздушных шаров, два меховых мишки разного размера, грузовик с кубиками разных цветов, рабочие тетради по числу детей, баночки с водой и гуашью, кисточки, влажные салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Мишки в гости к нам пришли
И в подарок принесли
Разноцветные шары
Для веселой детворы.
Сейчас я буду выставлять мишек, а вы будете считать их. (Педагог выставляет изображения мишек, а дети считают хором).
Дети: один, два, три, четыре, пять. Всего пять мишек.
Воспитатель: теперь сосчитайте воздушные шары.
(Воспитатель помещает в верхний ряд четыре изображения воздушных шаров)
Дети: один, два, три, четыре. Всего четыре шара.
Воспитатель: мишек или шариков больше?
Дети: мишек больше, а шаров меньше. (Воспитатель показывает на лишнего мишку)
Воспитатель: на сколько мишек больше, чем шариков?
Дети: на один.
Воспитатель: на сколько шариков меньше, чем мишек?
Дети: тоже на один.
Воспитатель: как сделать так, чтобы мишек и шариков стало поровну, одинаково?
Дети: надо добавить еще один шарик.
(Воспитатель выставляет еще одно изображение воздушного шара)
Воспитатель: сосчитайте, сколько теперь шариков.
Дети: один, два, три, четыре, пять. Всего пять шариков.
Воспитатель: правильно.
(Воспитатель показывает рукой, как получилось множество из пяти шариков)
Воспитатель: один шарик, еще один шарик, еще один шарик, еще один шарик, и еще один шарик. Всего пять шариков. Что можно сказать о количестве мишек и шариков?
Дети: мишек и шариков поровну, одинаково.
(Воспитатель убирает одно изображения шарика)
Воспитатель: как по-другому можно сделать поровну игрушек?
Дети: убрать одного мишку. (воспитатель убирает одного мишку)
Воспитатель: сколько теперь стало мишек?
Дети: один, два, три, четыре. Всего четыре мишки.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве мишек и шариков?
Дети: их поровну, одинаково.
Воспитатель: Верно. Молодцы! Похлопайте себе. (Воспитатель убирает изображения шариков)
2. Упражнение «Кто внимательный?» Развитие зрительного внимания и восприятия. Формирование умения отвечать на вопрос «Который по счету?» (Воспитатель вновь привлекает внимание детей к мишкам)
Воспитатель: теперь давайте пересчитаем мишек по порядку.
Дети: первый, второй, третий, четвертый, пятый.
Воспитатель: посмотрите на мишек. Все ли они одинаковые?
Дети: нет, не все. У одного мишки синий бант, а у всех остальных – красные.
Воспитатель: который по счету мишка с синим бантом? Давайте сосчитаем.
Дети: первый, второй, третий. Третий мишка с синим бантом.
Воспитатель: правильно. Молодцы! (воспитатель убирает изображения мишек)
3.Упражнение «Строим дом» Развитие координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.
Раз, два, три, четыре, пять, Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,
Выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть, Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим Встают на носочки и тянутся руками вверх
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед
Будут жить Мишутки в нем. Приседают.
4.Игра «Мишка и Мишутка» Обучение сравнению предметов по высоте (путем приложения). Введение в активный словарь прилагательных высокий, низкий. Формирование навыков счета в пределах пяти. Обучение отсчитыванию предметов из большого количества.
Воспитатель: к нам в гости действительно пришли Мишка и Мишутка. Сравните их по величине. Какой Мишка? Большой или маленький? Какой Мишутка? Большой или маленький?
Дети: Мишка большой, а Мишутка маленький.
Воспитатель: правильно. А теперь давайте сравним их по росту, по высоте. Для этого поставим мишек рядом, спиной друг к другу. (Воспитатель ставит мишек рядом спинами друг к другу)
Воспитатель: посмотрите, Мишка высокий, а Мишутка низкий. Какой Мишка по высоте?
Дети: Мишка высокий.
Воспитатель: Какой Мишутка по высоте?
Дети: Низкий.
Воспитатель: верно. А теперь построим для мишек башни. Для Мишки построим высокую башню, а для Мишутки низкую. (Воспитатель выкатывает на ковер грузовик с кубиками)
Воспитатель: Для того, чтобы построить высокую башню для Мишки, возьмите каждый по пять красных кубиков.
(Дети отсчитывают по пять красных кубиков и кладут их перед собой. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Если есть дети, допустившие ошибки, им предоставляется возможность исправиться)
Воспитатель: постройте башню из этих кубиков. (дети выполняют задание)
Вы построили высокую башню для Мишки. Теперь нужно построить низкую башню для Мишутки. Вам нужно взять больше или меньше кубиков?
Дети: меньше.
Воспитатель: правильно. Отсчитайте каждый четыре синих кубика. (дети отсчитывают по четыре синих кубика и кладут их перед собой)
Воспитатель: постройте башню из этих кубиков рядом с красной башней. (дети выполняют задание)
Какую башню вы построили из желтых кубиков? Высокую или низкую?
Дети: низкую.
Воспитатель: а из красных?
Дети: высокую.
Воспитатель: Молодцы! Мишка и Мишутка благодарят вас.
5. Работа в тетради. Упражнение «Башни для мишек» Обучение сравнению предметов по высоте (путем сопоставления). Введение в активный словарь притягательных высокий, низкий. Совершенствование навыков работы с кистью.
Воспитатель: смотрите-ка, художник нарисовал Мишку и Мишутку и в тетради. Какой Мишка по высоте?
Дети: высокий.
Воспитатель: какой Мишутка по высоте?
Дети: низкий.
Воспитатель: какого цвета башня у Мишки?
Дети: красная.
Воспитатель: какого цвета башня у Мишутки?
Дети: синяя.
Воспитатель: а какие эти башни по высоте? Сравните их.
Дети: одинаковые.
Воспитатель: но мы договорились, что у Мишки башня будет высокий. Что нужно сделать, чтобы красная башня стала высокой? Как вы думаете?
Дети: нужно нарисовать один кубик.
Воспитатель: правильно, обмакните кисточку в красную гуашь, дорисуйте один кубик на красной башне. (дети выполняют задание)
Какая теперь красная башня по высоте?
Дети: высокая.
Воспитатель: а синяя башня какая по высоте?
Дети: низкая.
Воспитатель: верно, молодцы! Промойте кисточки и вытрите руки.
Оценка работы детей.
Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
Задачи:
Образовательная:
- приобщать детей к восприятию поэтической речи;
-продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);
-активизировать словарь детей словами;
Развивающая:
-развивать слуховое внимание, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость;
-вызывать в детях желание рассказывать стихи;
-активизировать употребление в речи название предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены;
- закреплять произношение согласных звуков;
- развивать артикуляционный аппарат;
Воспитательная:
-воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения
- формировать уважительное отношение к сверстникам, внимательно слушать сверстников и не перебивать.
Методические приемы:
Словесные: загадывание загадки, речевой образец, составление описательного рассказа о медвежонке, рассказывание художественного произведений, артикуляционная гимнастика, оценка детской деятельности.
Наглядные: Рассматривание игрушек.
Игровые: Дидактическая игра, игра-драматизация.
Материал: две разные игрушки «Мишки».
Предварительная работа
1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть картин на соответствующую тему.
2. Заучивание стихотворений об осени.
3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.
Ход НОД:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. (Здравствуйте)
- Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года - спросим?
Нам ответят: Это…» (осень)
-Правильно, сегодня мы поговорим об осени. Ребята, какая бывает осень? (осень бывает золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, печальная, пасмурная)
-А вы знаете, что осень бывает разная: когда на деревьях желтеют листья – это золотая осень.
А когда деревья сбросили свои листочки, трава стала желтой, меняется погода и чаще идут дожди - это поздняя осень.
-Поздняя осень задумчива и грустна, печальна и загадочна.
- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы с вами послушаем два стихотворения. Первое стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин называется оно «Уж небо осенью дышало...» Я буду читать, а вы закройте глаза и представьте, какой описал осень Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении.
(Педагог читает стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
Стоял ноябрь у двора.
Послушайте еще одно стихотворение. Написал его Алексей Николаевич Плещеев называется она «Осень наступила»
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит…
Зашумели воды быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
-Ребята, скажите, какой вы представили осень? (Осень представила хмурой дождливой, птицы улетают в теплые края, скучной, день короче.)
- Ребята, кому какое стихотворение понравилось? (Ответы детей). Я вам эти стихотворение прочту еще раз на прогулке, когда будем наблюдать за осенней погодой. А теперь мы собираемся в кружок и превращаемся в осенние листочки.
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели (присесть дети и воспитатель возвращаются на свои места). Садимся на свои места
- Ой, ребята к нам кто- то стучится. (Стук в дверь)
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его (Медведь.)
- Правильно , к нам в гости пришли медведи «Мишка», и его брат «Топтыжка». Они по секрету мне сказали, что пришли к нам за помощью. Оказывается у мишек дома нет зеркала, и они не знают, как они выглядят . Они просят вас помочь им, и рассказать, какие они.
- Ребята, поможем братьям? ( Поможем.)
(Разделить медведей : одного медведя посадить к детям один остается у меня) Топтыжку я посажу к вам , я думаю, здесь ему будет очень удобно .А Мишка останется со мной.
-Для того ,чтобы рассказать о них нам надо их хорошенько рассмотреть.
-Мой Мишка большой он сшит из белого пушистого меха.
- Расскажи Вика ваш мишка Топтыжка какой он ? ( Наш мишка маленький , сшит из коричневого меха.)
-У моего мишки круглые ушки, маленькие черные глазки и коричневый нос.
-А у вашего мишки, Максим расскажи.(У Топтыжки маленькие ушки, карие глаза и черный носик.)
У моего Мишки есть красивый бантик. Наст-Мой Мишка добрый и ласковый любит собирать ягоды. Скажи Ярослав а Топтыжка какой он ?( Топтыжка добрый и ласковый и он любит собирать ягоды )
-Мой Мишка любит кушать рыку. А Топтышка ,что любит как ты думаешь Полина?
(Топтышка любит кушать мед и ягоды.)
-Мишкам очень понравилось, как вы о них рассказывали . Они узнали много интересного про себя и друг друга. Мишка и Топтыжка не прощаются , им очень понравилось у нас они остаются в группе .
Рефлексия:
А сейчас мы вспомним, чем мы сегодня занимались.
- Про какое время года мы с вами говорили?(Мы говорили про осень)
-Вспомним ,какая она бывает?( Осень бывает разноцветная, дождливая, грусная, пасмурная.)
-Кому мы сегодня помогли?( Мы помогли Мишке и Топтыжке -рассказали какие они?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Аквариум» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: Закрепить представления детей о подводном мире; вызвать желание по уходу за обитателями аквариума.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Материалы, оборудование: макет аквариума, д/и «Кто живет в аквариуме?», картинки «Аквариумные обитатели», стихи, загадки об аквариуме и его обитателях.
Ход НОД:
Воспитатель:
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели: читает загадку про аквариум. Активизирует внимание детей. Побуждает на высказывание своих мнений.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
У Тимоши на виду
Рыбки плавают в пруду.
Грустно кот глядит на пруд:
Вот поймать бы рыбку тут!
Не поймаешь. Как на зло
Пруд запрятан за стекло.
(Аквариум)
Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри.
(Аквариум)
Дети слушают загадку, высказывают свое мнение.
Воспитатель: - Правильно, аквариум. Ребята, посмотрите на эти картинки, аквариумы бывают разные: круглые, квадратные, прямоугольные, маленькие и большие. Я хочу пригласить вас в удивительный подводный мир аквариума.
Обращает внимание на макет аквариума с рыбками. Рассказывает о строении рыбок.
Вот мы и очутились подводном мире. Дети, посмотрите, какой волшебный аквариум. Давайте сядем за столы и рассмотрим его и расскажем о нем.
На дне у него песок, камушки, различные ракушки. Очень уютно становится в комнате, где есть аквариум. Хочется сидеть возле него и наблюдать за его обитателями, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (рыбки)
Правильно, в нем живут разные рыбки: гуппи, меченосцы, петушки, золотые рыбки и многие другие. Аквариум-это целый подводный мир.
Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
- Из каких частей состоит рыбка? (Голова, туловище, хвост)
- А что помогает рыбке плавать? (Плавники)
- Где у рыбки плавники? (На спине, на боках, на животе и на хвосте)
- Как рыбка двигает хвостом? Давайте рукой покажем. У кого лучше получиться?
- Посмотрите, тело рыбы сжато с боков, плоское. С такой формой тела хорошо плавать.
- На теле у рыбок есть чешуя, она защищает рыбок.
- Голова у них заостренная, что на голове у рыбок? У них большие глаза. Они находятся по бокам головы. А еще у них есть рот, с помощью которого они едят корм. Рыбы хорошо видят корм, друг друга и тех, кто их кормит.
- А знаете, как рыбки питаются? Они замечают движения за аквариумом и подплывают ближе, когда подходит человек.
- А что ест рыба, как вы думаете? У них особенный корм, который продается в магазине. Рыбок надо кормить каждый день.
- Еще рыбок можно назвать молчунами, потому что они не издают звуки.
- Что вы видите еще в аквариуме? (песок, камешки большие и маленькие, водоросли). Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме? (Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат).
- В какой воде рыбкам хотелось хотелось бы жить? (В чистой) Вода в аквариуме всегда должна быть чистой, прозрачной. Рыбки дышат воздухом, который есть в воде. Если вода станет грязной, ее надо поменять. Иначе рыбки заболеют и погибнут.
- А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство - компрессор, показывает иллюстрацию аквариума с компрессором, а потом и сам компрессор. Для чего же он нужен в аквариуме? Компрессор очищает воду и обогащает ее кислородом.
Эксперементальная деятельность
- Давайте станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха. Послушайте внимательно правила.
Один конец трубочки нужно полностью опустить в воду, а в другой конец трубочки осторожно подуть от себя. Посмотрите, как я это делаю. Набираю воздух через нос и дую от себя. А теперь вы подуйте в трубочку и понаблюдайте, что произойдет.
- Что наблюдаете? (пузырьки)
- Откуда взялись пузырьки? (от воздуха)
- Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. По этому принципу работает компрессор в аквариуме.
- А теперь давайте немного поиграем. Выходите на ковер и возьмите со стола по одной карточке, на которой изображена рыбка. У каждой рыбки есть пара. Под музыку рыбки плавают, как только музыка закончится, каждый должен найти себе пару. П. и. «Найди пару»
Воспитатель: Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме. Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения. Улитки ползают по стенкам аквариума и водорослям, тем самым очищая их.
Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: «нырять здесь легко». (Имитация ныряния)
Вторая сказала: «ведь здесь глубоко». (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают на свои места)
Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете.
Воспитатель: О ком мы с вами говорили?
Что нового вы узнали?
Что еще хотели бы нового узнать об аквариуме?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарно-математических представлений на тему «Лес. Грибы» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: Знакомство с цифрой и числом 5.
Задачи: формировать умения считать вслух прямым количественным и порядковым счетом в пределах 5;
Совершенствовать умение сравнивать предметы и разделять их на группы;
Устанавливать соотношение больше, меньше или поровну.
Материал: модели грибов (5 штук) и ежиков (2 штуки), презентация, интерактивная доска, корзинки.
ХОД НОД:
1. Беседа по теме.
Воспитатель: Где растут грибы? Какими они бывают? (Съедобными и несъедобными.)
- Как еще называют несъедобные грибы? (Ядовитые.)
- Какие вы знаете съедобные грибы? несъедобные грибы?
- Можно ли собирать в лесу незнакомые грибы?
Ребята, давайте с вами отправимся в лес за грибами! Хотите? (да). Тогда становитесь у своих мест и повторяйте за мной:
Физкультминутка «В лес по грибы»
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла! (круговое движение рук)
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок. (наклоны вперёд)
Вот и полон кузовок! (вытягивание рук вперёд)
2. Дидактическая игра «В лес по грибы».
Дети расходятся с корзинками по «лесу» (по группе) и собирают грибы (силуэты или картинки). По ковру разложены как съедобные, так и несъедобные грибы. Потом их пересчитывают, сравнивают, кто собрал больше. Педагог поправляет тех, кто ошибся — положил в корзину ядовитый гриб, и напоминает, что такие грибы есть нельзя.
3. Д/И «Сосчитай грибок»
-Воспитатель: давайте, с вами вместе посчитаем, сколько грибов выросло на нашей полянке? (Выставляю на магнитную доску определенное количество съедобных и несъедобных грибов, дети считаю вслух).
- Какой по счету, самый маленький гриб?
- Какой по счету, самый большой гриб?
- Какой по счету, самый толстый гриб?
- Какой по счету гриб с красной шляпкой?
- У какого по счету гриба шляпка в белый горошек?
- Молодцы, ребята!
4. Дидактическая игра «Съедобный и несъедобный»
- Ребята, а давайте теперь рассмотрим наши грибы, определим их названия и узнаем, съедобные они или нет. (По внешнему виду при помощи загадок дети определяют название грибов и разделяют на две группы).
Загадки:
1. В рощах на лесных полянках,
Под деревьями и в ямках,
Под листочками без спешки
Разместились ...(сыроежки).
2. Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (боровик).
3. Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу… (опята).
4. Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно,
В берёзовой роще… (подберезовик)
5. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор).
- Сколько всего съедобных грибов? (4 гриба)
- Сколько всего несъедобных грибов? (1 гриб)
- А каких грибов больше? (съедобных)
5. Дидактическая игра «Сравни»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам пришли в гости на полянку ежики. Сколько их? (2 ежика) А, грибов у нас, сколько всего? (5 грибов). А как вы думаете, всем ежикам хватит грибов? Как нам узнать? (предположения детей).
- Для этого, ребята, нам надо каждому ежику по порядку раздать грибы. И мы с вами узнаем, хватит ли нашим ежикам грибов. (Раскладываем).
- Ну, что ребята, сколько грибов у нас осталось? (1 гриб)
- Сколько досталось каждому ежику? (1 ежику – 2 гриба, 2 ежику – 2 гриба).
- Скажите, пожалуйста, одинаковое количество грибов досталось ежикам? (да).
- А как еще можно сказать? (поровну)
- А если мы этот гриб дадим первому ежику. Сколько станет грибов у этого ежика? (3).
- А у какого ежика будет больше грибов и на сколько? (У первого и на 1 гриб больше).
- Ну, что ребята, вы молодцы! Давайте, с вами немного отдохнем:
Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Массируем поочередно пальчики, начиная с мизинца)
6. Работа с интерактивной доской.
- Здорово, ребята, вы справились со всеми заданиями!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему «Грибы» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром.
Задачи:
1. Образовательные задачи: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, прищипывание).
2. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность, расширять знание детей о съедобных и несъедобных видах грибов.
3. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал: муляжи грибов, иллюстрации с грибами, пластилин, доска для лепки, игрушка ежик.
Раздаточный материал: доска для лепки, пластилин.
Ход работы:
Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:
Весь Антошка -
Шляпка да ножка,
Дождь пойдет -
Он подрастет.
Дети: - Это гриб!
Воспитатель: -Правильно, это гриб. А какие грибы вы знаете, ребята?
Дети: перечисляют грибы (лисички, подосиновики, белые грибы, мухоморы...)
Воспитатель: -А можно несъедобные грибы есть? Почему? (Ответы детей).
Ой, ребята, вы слышите, кажется кто-то фыркает! Да это же ежик! Только он почему-то очень грустный! Давайте спросим у ежика, почему он такой грустный? Ребята, ежик очень расстроился потому, что он целый день ходил по лесу и искал грибочки, чтобы запасти на зиму, и ничего не нашел! Теперь ему нечем будет кормить зимой своих деток! Что же делать? Может мы можем как-то помочь ежику? Правильно, мы можем налепить грибочков для ежика и его ежат! Давайте постараемся.
А теперь, дети, посмотрите на картинки, какие бывают грибочки. Скажите, чем они похожи?
Дети: У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?
Дети: Грибы разного цвета и размера. Показ муляжей, иллюстраций грибов.
Воспитатель: Правильно, дети! Чтобы сделать такие грибы из пластилина, сначала надо вылепить ножку гриба. Для этого я беру кусок пластилина и делю его на две части. Одну часть откладываю в сторону, а другую раскатываю между ладоней вперед движениями вперед – назад. Вот так. У меня получилась ножка гриба. Теперь беру другую часть пластилина, кладу ее на одну ладонь другой накрываю и круговыми движениями скатываю шар. Вот так. Для того чтобы получилась шляпка, надо положить шар между ладонями и расплющить, а теперь пальчиками аккуратно прищипываем края шляпки. Вот так. Теперь надо соединить шляпку и ножку. Вот так. У меня получился вот такой красивый гриб. Прежде чем приступать к работе, давайте разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
С чего мы начинаем лепку? (Еще раз уточнить поэтапность изготовления) Можете приступать к лепке.
Индивидуальная работа детей, по необходимости оказывать помощь.
Воспитатель: Какие красивые грибы у вас получились? (лисички, белые, подберезовики, опята и даже несколько мухоморов). А сейчас, дети, я предлагаю вам немного поиграть.
Динамическая игра «У медведя во бору»
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!»
Дети ходят по ковру, имитируя сбор грибов и ягод, после слов «и на нас рычит» убегают от «медведя». Игра проводится два раза, после чего дети возвращаются за столы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! посмотрите, сколько грибов теперь у нашего ежика, на всю зиму хватит! Кажется, наш ежик очень доволен. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарно-математических представлений на тему «Лес. Грибы» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: формирование навыков счёта в пределах четырёх, закрепление в речи количественных числительных. Совершенствование умения ориентироваться на плоскости. Расширение математического словаря за счёт слов, обозначающих пространственные отношения.
Материал: коврограф, рабочие тетради по числу детей, баночки с водой и гуашью красного цвета, кисточки на подставках, влажные салфетки; пальчиковые бассейны, наполненные каштанами; фигуры для составления картинки.
Ход НОД:
Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование целостного образа предмета, умения видеть пространственное расположение деталей. Формирование навыков счета в пределах четырех, закрепление в речи количественных числительных.
Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к пальчиковым бассейнам, наполненным каштанами.
Воспитатель: Опустите руки в бассейны и найдите там детали.
Дети опускают руки в бассейны, находят детали, достают и рассматривают их.
Воспитатель: вы нашли детали, из которых сейчас будете собирать картинку на коврографе. Пройдите к коврографу и составьте из своих деталей изображения предметов.
Дети проходят к коврографу и составляют картинку.
Воспитатель: Получилась чудесная картинка. Что на этой картинке составил ты, Дима? Из каких фигур?
1й ребенок: Я составил мухомор из треугольника и квадрата.
Воспитатель: Что составила ты, Агата? Из каких фигур?
2й ребенок: я составила большой белый гриб из круга и половинки круга.
Воспитатель: Что получилось у тебя, Вика?
3й ребенок: я повесила на веточку ягоды клюквы, маленькие красные кружки. Клюква растет на веточках, которые стелются во мху.
Воспитатель: Правильно. Что составил ты, Кирилл?
4й ребенок: я составил из квадрата и круга пенек.
Воспитатель: благодаря вашей картинке мы можем представить себе, что находимся в лесу. Сейчас я буду загадывать вам лесные загадки, а картинка поможет вам их отгадать.
Под еловой колкой лапой
Притаились два грибка.
Малышей в атласных шляпках
Вижу я издалека.
Ножки белые как сахар,
Шляпки гладкие как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»
Дети: это грибы.
Воспитатель: да, дети, это белые грибы. У них белые ножки и гладкие шляпки.
Слушайте следующую загадку:
На берете есть горошки,
И манжет на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Дети: это мухомор. У него горошки на шляпке и манжет на ножке.
Воспитатель: Правильно, а вот и еще загадка.
Встали возле тропочки
Желтенькие кнопочки.
Симпатичные сестрички!
Назовите их…
Дети: Лисички, они желтенькие и похожи на кнопочки.
Воспитатель: точно. И последняя загадка.
На болоте вдоль дорожки
В кочках красные горошки.
Кто рассыпал столько бус –
Красный цвет и кислый вкус?
Дети: это клюква. Она кислая и красная.
Воспитатель вновь привлекает внимание детей к картинке.
Воспитатель: а теперь вы будете по очереди выходить к коврографу и показывать предмет, о котором я буду говорить. Покажите, что находится вверху.
Один из детей подходит к коврографу и показывает мухомор.
Покажите, что находится внизу.
Ребенок подходит к коврографу и показывает веточку клюквы. Затем дети по очереди показывают пень, который находится справа, и белый гриб, который находится слева.
Молодцы! Вы были внимательными и не заблудились на лесной поляне.
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших
В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками по столу
За черникой, Загибают пальчики, начиная с
За малиной, больших
За брусникой,
За калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Педагог приглашает дете й за столики, на которых лежат открытые тетради, стоят баночки с водой и гуашью и кисточки.
Воспитатель: какие ягоды нарисовал для вас художник?
Дети: это клюква.
Воспитатель: давайте сосчитаем клюкву на верхней веточке.
Дети кладут левую руку перед рисунком, а указательным пальцем правой руки пересчитывают ягоды. В конце обязательно делают итоговое обводящее движение рукой.
Дети: один, два, три, четыре. Всего четыре ягоды.
Воспитатель: правильно. Теперь сосчитайте ягоды на нижней ветке.
Дети: один, два, три. Всего три ягоды.
Воспитатель: верно. На какой ветке больше ягод? На верхней или на нижней?
Дети: на верхней.
Воспитатель: на какой ветке меньше ягод?
Дети: на нижней.
Педагог показывает на лишнюю ягоду на верхней полке.
Воспитатель: на сколько ягод больше на верхней ветке?
Дети: на одну
Воспитатель: на сколько ягод меньше на нижней ветке?
Дети: на одну.
Воспитатель: как сделать, чтобы ягод на верхней и нижней ветках стало поровну, одинаково?
Дети: надо нарисовать одну ягодку на нижней ветке.
Воспитатель: правильно, нарисуйте одну ягодку на нижней ветке. Вот здесь. Педагог показывает каждому ребенку, где нужно нарисовать ягоду. Дети выполняют задание, а затем промывают кисточки и вытирают руки.
Воспитатель: сколько теперь ягод на нижней ветке? Сосчитайте
Дети: один, два, три, четыре. Всего четыре ягоды.
Воспитатель: а сколько ягод на верхней ветке?
Дети: тоже четыре.
Воспитатель: что мы можем сказать о количестве ягод на верхней и нижних ветках?
Дети: их поровну, одинаково.
Воспитатель: Молодцы. Я вами горжусь. Похлопайте себе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Яблоко и груша» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цели: учить детей рисовать круглые и овальные предметы с натуры простым карандашом и закрашивать гуашью с помощью кисточки; рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе; убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Закрепить умение различать фрукты и овощи.
Задачи:
- Учить детей различать и называть фрукты, расширять знания детей о них. Учить рисовать предметы круглой и овальной формы с натуры простым карандашом и закрашивать их гуашью; рисовать предметы крупно, располагая их на всем листе. Учить разгадывать загадки.
- Развивать навыки рисования красками (учить правильно держать кисть; набирать краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промыть кисть в воде, а излишки воды удалить с помощью тряпочки; ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура). Развивать умение общаться со сверстниками дружно и спокойно в процессе игровой деятельности.
- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, желание оказывать помощь товарищу в трудную минуту.
Средства реализации: муляжи овощей и фруктов (или предметные картинки). Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, тряпочки (на каждого ребенка), магнитная доска.
Предварительная работа: беседа с детьми о пользе фруктов и овощей, выяснение, какие фрукты и овощи они любят, как и где они растут; чтение загадок об овощах и фруктах.
Ожидаемый результат: Знает 5-6 видов фруктов и 5-6 видов овощей; умеет рисовать предметы круглой и овальной формы и аккуратно закрашивает гуашью с помощью кисти; умеет разгадывать загадки.
Организованная структура игрового занятия:
Предложить детям поиграть в магазин. Детям по- очереди нужно подходить к прилавку магазина, где расположены фрукты и овощи и «покупать» то, что загадает воспитатель. Ребенку нужно посмотреть на прилавок, назвать овощ или фрукт и взять его.
В огороде вырастают, Летом - в огороде,
Красными становятся. Свежие, зелёные,
Делают из них салат, А зимою – в бочке,
Варят щи и так едят. Крепкие, солёные.
( Помидоры.) ( Огурцы.)
Этот овощ в землю врос, Круглое, румяное,
Оставив сверху зелёный хвост. Я расту на ветке:
Оранжевый его корень Любят меня взрослые
Любит есть заяц и очень доволен. И маленькие детки.
(Морковь.) (Яблоко.)
Жарким солнышком согрет, Знают этот фрукт детишки,
В шкурку, как в броню, одет. Любят есть его мартышки.
Удиви собою нас Родом он из жарких стран
Толстокожий…..( ананас.) В тропиках растет…..( банан.)
На шнурочке–стебелёчке Он на юге вырастал
Сладких ягод груда В гроздь плоды свои собрал.
На большое блюдо. А суровою зимой
( Виноград.) Придет изюмом к нам домой.
( Виноград.)
Этот фрукт на вкус хорош Сто одежек-
И на лампочку похож. Все без застежек.
(Груша.) (Капуста.)
Она прячется от солнца Желтый цитрусовый плод
Под кустом в глубокой норке, В странах солнечных растёт.
Бурая- не мишка, Но на вкус кислейший он,
В норке- о не мышка. А зовут его…
(Картошка.) ( лимон).
Чесноку любимый брат, Маленький и горький, лук- брат.
И никто не виноват, (Чеснок.)
Что его кто тронет, Над землей трава,
Вмиг слезу обронит. Под землей бордовая голова.
( Лук.) (Свекла.)
Затем предложить детям нарисовать яблоко и грушу простым карандашом, а затем закрасить гуашью.
-Какой формы яблоко? (круглой)
- Какого цвета? ( желтого с красным бочком)
- А груша какой формы? ( овальной)
- Груша какого цвета? ( зеленого).
-Давайте их нарисуем.
Воспитатель рисует фрукты на магнитной доске, обращая внимание детей на расположение изображения на листе, тщательность промывания кисти при смене краски, промакивание для удаления лишней воды и убирание лишней краски о край банки.
В конце организовать выставку работ воспитанников, поблагодарить и похвалить детей за старание. Так же можно предложить детям самим придумать загадку и нарисовать отгадку.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему «Ширма с фруктами» (коллективное занятие) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Цель: расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Учить различать овощи и фрукты. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Программное содержание: расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Учить различать овощи и фрукты, развивать умение обследовать предмет, выделять его цвет, форму, качество; воспитывать интерес к окружающим предметам природы; закреплять приёмы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры; продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги плотно прижимать её салфеткой.
Раздаточный материал: изображения фруктов и овощей, вырезанные из цветной бумаги, картонная книжка-раскладушка (размер страницы 12x10 см), фломастеры, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.
Ход НОД:
Отгадайте мои загадки.
Загадки: (После того, как дети отгадают загадку, воспитатель достаёт из корзинки угаданный фрукт показывает детям).
Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран в тропиках растет. (банан)
С оранжевой кожей, на мячик похожий,
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно. (апельсин)
Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он, а зовут его. (лимон)
Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (яблоко)
Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
В: Молодцы, ребятки! Так что же у меня в корзинке?
Д: фрукты!
Физ. Минутка:
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем. Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Свёклы мы нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте).
А сейчас сварим мы компот. Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.
(имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
Выкладывайте перед детьми картинки фруктов и овощей.
Ребятам надо называть их. Распределите картинки на две группы.
Предложите сделать книгу про фрукты.
Раздайте детям по одному вырезанному из цветной бумаги фрукту.
Правила пользования клеем. Правила нанесения клея на предмет и приклеивание предмета. Но, прежде чем, нанести клей и приклеить предмет, нужно расположить части предмета, померить на листике, чтобы край не торчал и не свисал со странички нашей книги.
Физ. минутка (во время работы)
Приготовим ручки для работы.
Мы капусту рубим, рубим (движения ребром ладони вверх-вниз).
Мы морковку трём-трём (движения ладонями вперёд-назад).
Мы морковку солим-солим (круговые движения пальцами.)
Мы морковку жмём-жмём (сжимание ладоней в кулачки).
Дети наносят клей на фигуру и наклеивают на страницу. Дети прикладывают намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимают ее тряпочкой. Самостоятельная деятельность детей.
По ходу работы, помощь тем, кто затрудняется, (спросить почему фон выбран не такой как сам овощ, подвести к понятию контраст).
Фрукты можно располагать с двух сторон раскладушки.
Рефлексия
Собираем странички вместе. В конце рассмотрите получившуюся книгу и подпишите названия овощей. Сразу подписываем фломастером, кто наклеивал данный овощ печатными буквами.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность.
Цель: способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
- Закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов
семьи, фамилию, профессию родителей;
- Закрепить умения определять наименование родственных отношений
- Учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивающие:
- Совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами
- Воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Предварительная работа: коллективные индивидуальные
беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи, рассматривание семейных
альбомов. Чтение художественной литературы. Разучивание пословиц о семье.
Составление рассказов о своей семье.
Материал и оборудование: ватман с изображением круга для солнца,
Ход НОД:
Организационный момент: отгадывание загадки:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
- Правильно. Вы угадали - это семья. (Дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья - это мама,
папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и
любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры –
ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья!
Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа,
мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг
друга и заботятся друг о друге.
Чтение стихотворения о семье.
- Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.
Семья – это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья – это я! И меня называют
Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.
Семья – где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает.
- О чём это стихотворение? (О семье)
- Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?
- Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.
Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.
А теперь давайте поиграем.
Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается
домашними делами? (Мама)
- А что делает по дому мама?
- Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля)
- Мама какая? (Добрая, ласковая, улыбчивая)
-Кто вы для мамы?
- А что делает папа?
- А как, вы называете своего папу? (Папочка, папуля)
- Какой папа? (Сильный, строгий, смелый)
- Кто вы для папы?
- Чем занимаются бабушка и дедушка?
- Кто вы для бабушки и дедушки?
-Как вас ласково называют дома?
- Какие заботы по дому есть у вас? (Ответ детей)
Воспитатель: Кто нам друг, а кто дружок, становись скорее в круг!
Подвижная игра «Карусели».
Воспитатель: - Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно
стараться больше радовать всех хорошими поступками. Давайте вспомним, как
вы помогаете дома, какие добрые дела делаете.
Игра «Наши добрые дела»
Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч детям с вопросом какие
добрые дела они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать.
Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут,
заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех
своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.
Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (На доске прикрепляется
солнышко). Давайте вместе с вами подарим солнышку лучики. Скажем много
хороших слов о своей семье и нарисуем лучик. А начнем мы так: «Я люблю
свою семью потому, что… » (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная,
приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная…).
- Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся семья.
Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье. Давайте
полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали о
своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью
много тепла и ласки.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию на тему «Сад. Фрукты» в группах № 5, 6, 7 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (средняя)
Задачи:
- упражнять в прыжках через предметы (высотой 5 см)
- закреплять ходьбу по гимнастической скамейке приставным шагом;
- развивать свод стопы («Физическое развитие»);
- воспитывать взаимовыручку («Социально- коммуникативное развитие»)
- развивать умение воспринимать литературный текст («Речевое развитие «Чтение художественной литературы»);
-формировать умение классифицировать овощи и фрукты. («Познавательное развитие»)
Методы и приёмы:
практические: д\ игра «Сад и огород», ОРУ, ОВД, п\игра «Огуречик, огуречик», м. п. игра «Картошка».
Наглядные: муляжи овощей и фруктов.
Словесные: чтение стихотворения «Ешьте овощи и фрукты»
Материалы, инструменты, оборудование: плоскостные яблоки, бубен, скамейка
Ход занятия
1. Воспитатель обращает внимание на плакат огород и сад и предлагает разложить овощи и фрукты. Проводится дидактическая игра «Огород- сад».
Воспитатель показывает на картинку дерева- это сад, на картинку с грядками- это огород. Ваша задача разложить овощи и фрукты, где они растут.
Дети ищут картинки и раскладывают их.
2. Вводная часть (2 мин.)
Ходьба, в колонне по одному по периметру зала, Ходьба на носочках, ходьба на пяточках, беге в колонне по одному, бег «парами». Ходьба в спокойном темпе. Восстановление дыхания. Перестроение в колонны.
3. Общеразвивающие упражнения (с «яблоком») (5 мин):
1)И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, «яблоко» в обеих руках внизу. Поднять «яблоко» вперёд, вверх, посмотреть на него, опустить вперёд- вниз, вернуться в и. п. (4-5 раз)
2)И. п.: сидя на пятках, «яблоко» в обеих руках перед собой. Подняться в стойку на коленях, «яблоко» вверх; вернуться в и. п. (4 раза);
3)И. п. - сидя на пятках, «яблоко» в обеих руках перед собой. Повернуться в одну сторону, потом в другую. Вернуться в и. п. (по 3 раза в обе стороны).
4)И. п. - сидя, ноги врозь, мяч перед собой. Поднять «яблоко» вверх, наклониться, коснуться «яблоко» пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в и. п. (4-5раз)
5)И. п. - лежа на спине, «яблоко» в обеих руках за головой. Поднять согнутые в колени ноги, коснуться их «яблоком», выпрямиться, вернуться в и. п. (5 раз)
6) И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Прыжки вокруг себя, руки прижаты с «яблоком к груди (30 сек., чередуется с ходьбой.
4.Основные виды движений:
- прыжки через предметы (высотой 5 см) (поточно- подгрупповой способ)
- ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом (поточно-подгрупповой)
5. Подвижная игра «Огуречик, огуречик»
На одном конце зала — воспитатель (ловишка, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».
Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.
Дети проговаривают слова, прыгают до мышки, а потом убегают
6. Малоподвижная игра «Картошка» Перед игрой рисуют круг диаметром 5—6 м. Играющие встают за линией и выполняют передачи мяча- «картошки» друг другу. Когда мяч падает на землю, виновный в этом садится в середину круга, а остальные продолжают играть как раньше.
7. Заключительная часть (1 мин).
Восстановление дыхания, перестроение в колонну по одному, ходьба в спокойном темпе. Дыхательное упражнение «Ветерок».