.
.
 
     
     
Перспективный план по реализации
содержания программы «Родники Дона» (I год обучения, 2 младшая группа)
| Тема | Цель | Смыслы | |
| Раздел «Казаки и казачата» | |||
| Сентябрь | |||
| Моя семья - мое богатство. | Сохранение традиций, их передача от одного поколения к другому. Бережное отношение к членам семьи. | Семья-главное в жизни человека. Семья-это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры и другие члены семьи. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. | |
| Люди живут в городе и на селе | Дать представление об отличиях жизни в городе и сельской местности. | Люди могут жить в городе или деревне. Их жизнь отличается: люди в городе в основном живут в многоквартирных домах, а на селе - в частных домах. Сельские жители очень много работают на земле, имеют сад и огород, ухаживают за домашними животными. Городские жители работают на предприятиях, заводах. В городе много транспорта. Жители города и села помогают друг другу. | |
| Наша малая Родина - Донской край | Формировать представление о Ростовской области. | Место, где мы живем называется Ростовская область или Донской край. Его главная река - Дон, который еще называют «тихим». В этой реке водится много рыбы. Наш край богат хлебом, фруктами, овощами. | |
| Ой-ты, Дон широкий | Главная река казаков - Дон. | Река прекрасна в разное время года. Рисование «Река Дон». Расширение представлений о различных способах передачи движения воды. | |
| Октябрь | |||
| Казаки на Дону | Формировать представление о казаках как защитниках, казачках как хозяйках. | Первыми жителями Дона были казаки. Они - защитники своей земли, умелые и бесстрашные воины. Конь – верный друг казака. О нем пелись песни и слагались пословицы. | |
| Конь – верный друг казака | Конь – верный друг казака. | Казаки с большой любовью и уважением относились к коням. Кони бывают разными. | 
| В гостях у тетушки Аксиньи | Формировать представление о женщине-казачке. | Хозяйка дома (куреня) - казачка занималась обустройством жилища, готовила пищу на печи, изготавливала одежду, воспитывала детей. Знакомство с кухонной утварью: глиняная посуда, деревянные ложки, самовар, кочерга и ухват. | 
| В гостях у тетушки Аксиньи | Формировать представление о предметах одежды казаков | Рассказать о одежде донских казаков. О том, что казаки изготавливали себе одежду, о стирке и глажке белья. Познакомить с предметами быта: коромысло, стиральная доска, корыто для стирки, угольный утюг. | 
| Ноябрь | ||
| Воспитание мальчика в семье | Формировать представление об особенностях воспитания мальчика-казака. | У мальчиков воспитывались лучшие мужские качества. Казачат приучали к верховой езде, рукопашному бою, обучали стрельбе и владению шашкой. | 
| Воспитание девочки в семье | Формировать представление об особенностях воспитания девочки-казачки. | Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких детях и животных. У маленьких казачек развивали такие женские качества, как заботливость, внимание, терпение. | 
| Вечер казачьих игр | Расширение представлений о разнообразии игр казаков. | Знакомство с играми донских казачат. В играх казаков отражаются традиции, быт, культура Донского края. Для проведения игр казачата использовали различные атрибуты: камешки, палочки, лоскутики, стекляшки. | 
| Раздел «Краски | литература Тихого Дона» | |
| Дары природы | Ценность даров природы родного края. Рисование «Яблоко» | Рассказать о богатстве родного края: хлеб, овощи, фрукты, цветы. Приобретение опыта рисования предметов круглой формы | 
| Декабрь | ||
| Произведения устного народного творчества | Дать представление о многообразии фольклорных жанров Донского края. | Донской фольклор «впитал» в себя красоту родной земли, своеобразие уклада жизни казаков, он представлен следующими произведениями: колыбельными, пословицами, закличками, сказками, потешками, небылицами. | 
| Донская природа | Дать представление о природных богатствах родного края. | Жизнь казаков на Дону напрямую связана с природой Донского края: строительный материал для построек, питание растительной и животной пищей, пастбища для выгула скота. Городской и сельский пейзаж имеют свои отличительные особенности: в деревне – рощи, поля, луга, в городе – парки, скверы. | 
| Январь | ||
| Произведения Тихого Дона | Знакомство с Донским фольклором. | Знакомство с колыбельными, потешками, пословицами и поговорками. Учить детей пересказывать небольшой рассказ с опорой на иллюстративный материал. | 
| Народные гуляния | Развитие интереса к народным играм, песням. | Казаки были не только сильными и мужественными воинами, но и веселыми, жизнерадостными людьми. Любили играть на музыкальных инструментах. Народные песни воспевают природу родного края, подвиг казаков. | 
| Раздел «Архитектура моего дома» | ||
| Февраль | ||
| Что такое дом? | Дом необходим человеку для того, чтобы в нем жить. Каждое здание состоит из определенных частей | Бережное отношение к архитектурным сооружениям, родному дому, улице. | 
| Какие бывают дома? | История архитектурных сооружений: от пещеры до кирпичных зданий | Дом должен быть прочным, красивым, полезным. | 
| Деревянная архитектура | Знакомство с деревянным зодчеством. | В условиях окружения нашей страны лесами, самым доступным строительным материалом было дерево. | 
| Каменная архитектура | Знакомство со зданиями, построенными из камня. | Человек научился обрабатывать камень и строить каменные дома. | 
| Март | ||
| Архитектура села и деревни 
 | Знакомство с особенностями архитектуры села и деревни | Здания находятся в окружении зеленых насаждений. Имеются дополнительные постройки для домашних животных. Сельские постройки гармонично вписаны в окружающих природный ландшафт. | 
| Раздел «Народные праздники и традиции Донского края | ||
| Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая | Знакомство с народным праздником. | Масленица - самый шумный, озорной, веселый праздник, который отмечается в конце зимы. На масленицу взрослые и дети обязательно ходили в гости и ели там блины со сметаной, маслом, вареньем. | 
| Живет в народе песня | Знакомство с казачьими песнями. | Народные казачьи песни воспевают любовь к родному краю, его природе, особенностях характера казака – мужество, храбрость, готовность оберегать родную землю. | 
| Апрель | ||
| Народные музыкальные инструменты | Служили человеку для развлечений. Каждый инструмент издает свой неповторимый звук. | Сохранение обычаев, традиций от поколения к поколению. | 
| Звуки народных инструментов | Дать представление о виде и звучании народных инструментов. | Звуки у каждого инструмента образуются по-разному: ударом по струнам, друг об друга, растяжением мехов. Мелодии бывают разные по характеру: веселые и грустные. | 
| Чтение литературных произведений донских писателей. Сказка «Кот и лиса». | Знакомство со сказкой «Кот и лиса» | Художественное своеобразие литературных произведений донских писателей. | 
| Весна - пора пробуждения природы | Дать представление о весне как о поре пробуждения природы. Наблюдение за цветением кустов сирени. | Земля донская богата растительностью. Весной начинается цветение различных растений. | 
| Май | ||
| Праздник Пасхи | Дать представление о значении и традициях праздника. | В праздник Пасхи на Дону казаки всегда пекли куличи, красили яйца, накрывали праздничные столы, ходили друг к другу в гости. | 
| Животные Донского края | Знакомство с животными, обитающими в Ростовской области | Расширение представлений о животных, обитающих в Ростовской области. | 
| Птицы Донского края | Знакомство с птицами, обитающими в Ростовской области | Расширение представлений о птицах, обитающих в Ростовской области. | 
| Педагогическая диагностика уровня освоения детьми программы «Родники Дона» | Определение уровня освоения детьми программы «Родники Дона» | |
Перспективный план по реализации содержания
по реализации программы «Родники Дона» (2 год обучения, средняя группа)
| Тема | Цель | Знания | 
| Раздел «Казаки и казачата» | ||
| Сентябрь | ||
| Моя семья - мое богатство. | Сохранение традиций, их передача от одного поколения к другому. Бережное отношение к членам семьи. | Семья-главное в жизни человека. Семья-это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры и другие члены семьи. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. У каждого члена семьи свои обязанности. Членам семьи нужно помогать. | 
| Люди живут в городе и на селе | Дать представление об отличиях жизни в городе и сельской местности. | Люди могут жить в городе или деревне. Их жизнь отличается: люди в городе в основном живут в многоквартирных домах, а на селе - в частных домах. Сельские жители очень много работают на земле, имеют сад и огород, ухаживают за домашними животными. Городские жители работают на предприятиях, заводах. В городе много транспорта. Жители города и села помогают друг другу. Городские жители на предприятиях и заводах создают предметы, которые облегчают жизнь сельским жителям. | 
| Наша малая Родина - Донской край | Формировать представление о Ростовской области. | Место, где мы живем называется Ростовская область или Донской край. Его главная река - Дон, который еще называют «тихим». В этой реке водится много рыбы. Наш край богат хлебом, фруктами, овощами. Жители края много трудятся на своей родной земле. Жители Донского края делают все, чтобы край был богатым и процветал. | 
| Ой-ты, Дон широкий | Главная река казаков - Дон. | Река прекрасна в разное время года. Река Дон – кормилица, радует жителей своей красотой. Рисование «Река Дон». Расширение представлений о различных способах передачи движения воды. | 
| Октябрь | ||
| Казаки на Дону | Формировать представление о казаках как защитниках, казачках как хозяйках. | Первыми жителями Дона были казаки. Они защитники своей земли, умелые и бесстрашные воины. Казачки - занималась обустройством жилища, готовили пищу на печи, изготавливали одежду, воспитывали детей. Казаки всегда помогали друг другу. | 
| 
 Развлечение Покров | Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. | Участие в праздничном мероприятии «Покровская ярмарка» | 
| Конь – верный друг казака | Конь – верный друг казака. | Часто конь спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлять тяжелые грузы. Часто казаки устраивали конные состязания. Казаки очень уважительно относились к лошадям: кормили, чистили их. | 
| Сундучок донской казачки | Формировать представление казачьем быте. | Знакомство внутренним устройством куреня. Знакомство с кухонной утварью: глиняная посуда, деревянные ложки, самовар, кочерга и ухват. Познакомить с предметами быта: коромысло, стиральная доска, корыто для стирки, угольный утюг. | 
| Ноябрь | ||
| В гостях у тетушки Аксиньи | Формировать представление о предметах одежды казаков. | Рассказать о одежде донских казаков. О том, что казаки изготавливали себе одежду, о стирке и глажке белья. Аппликация/коллективная работа «Казак и казачка». | 
| Воспитание мальчика в семье | Формировать представление об особенностях воспитания мальчика-казака. | У мальчиков воспитывались лучшие мужские качества. Казачат приучали к верховой езде, рукопашному бою, обучали стрельбе и владению шашкой. Мальчиков, как будущих мужчин, приучали брать на себя роль защитника и охранителя. | 
| Воспитание девочки в семье | Формировать представление об особенностях воспитания девочки-казачки. | Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких детях и животных. У маленьких казачек развивали такие женские качества, как заботливость, внимание, терпение. В окружении мальчиков девочки должны демонстрировать свою гордость, игривость, доброту. | 
| Встречаем гостей | Знакомство с традициями встречи дорогих гостей. | Входя в дом, гость снимал шапку, крестился, кланялся и приветствовал хозяев. Его приглашали «откушать хлеба-соли», сажали на почетное место и угощали. Знакомство с традиционными блюдами казаков. | 
| Раздел «Краски и литература Тихого Дона» | ||
| Декабрь | ||
| Дары природы | Ценность даров природы родного края. Рисование «Дары природы» | Рассказать о богатстве родного края: хлеб, овощи, фрукты, цветы. Приобретение способа преподнесения «даров» другому человеку. | 
| Донская природа | Дать представление о природных богатствах родного края. | Жизнь казаков на Дону напрямую связана с природой Донского края: строительный материал для построек, питание растительной и животной пищей, пастбища для выгула скота. Рассказать о богатствах природы: степи и реки, поля и сады и т.д. Рассматривание картин зимней природы края. | 
| Городской и сельский пейзаж | Находить различия сельской местности и городской. | Рассматривание иллюстраций по теме, составление рассказа по картинке. В деревне - рощи, поля, луга, сады, а в городе парки и скверы. | 
| Январь | ||
| Рождество | Дать представление о значении праздника. | Знакомство с рождественскими традициями | 
| Произведения Тихого Дона | Знакомство с Донским фольклором. | Знакомство с колыбельными, потешками, пословицами и поговорками. Учить детей пересказывать небольшой рассказ с опорой на иллюстративный материал. | 
| Народные гуляния | Развитие интереса к народным играм, песням. Бережное отношение к народным традициям | Казаки были не только сильными и мужественными воинами, но и веселыми, жизнерадостными людьми. Любили играть на музыкальных инструментах. Народные песни воспевают природу родного края, подвиг казаков. Праздники в старину справляли дружно и весело. Совершались определенные обряды. Принимали активное участие дети. | 
| Раздел «Архитектура моего дома» | ||
| Февраль | ||
| Что такое дом? | Дом необходим человеку для того, чтобы в нем жить. Каждое здание состоит из определенных частей | Мой дом – моя крепость. Бережное отношение к архитектурным сооружениям, родному дому, улице. | 
| Какие бывают дома? | История архитектурных сооружений: от пещеры до кирпичных зданий | Дом должен быть прочным, красивым, полезным. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные, кирпичные и деревянные. Многоэтажные дома – это здания, в которых одновременно может проживать большое количество людей. Они имеют различные удобства для человека – лифт, мусоропровод, горячая и холодная вода, отопление. | 
| Деревянная архитектура | Знакомство с деревянным зодчеством. | В условиях окружения нашей страны лесами, самым доступным строительным материалом было дерево. Основные свойства дерева – не тонет в воде, имеет шероховатую поверхность, легче камня. Стены избы складывались из ровных стволов дерева. Строили избы без единого гвоздя при помощи топора. | 
| Каменная архитектура | Знакомство со зданиями, построенными из камня. | Первым жильем человека была пещера. Человек научился обрабатывать камень и строить каменные дома. Камень обладает следующими свойствами: тяжелый, тонет в воде, гладкий. Каменные дома очень прочные, но строить их очень трудно. Современным материалом, применяемым в строительстве является кирпич. | 
| Март | ||
| Архитектура родного края | Знакомство с особенностями дома казака. | Архитектура Донского края отражает уклад жизни южного торгового города: большое количество торговых центров, базарных площадей, здания украшены большим количеством архитектурных деталей, штукатурка светлых тонов. | 
| Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая | Знакомство с народным праздником. | Масленица - самый шумный, озорной, веселый праздник, который отмечается в конце зимы. На масленицу взрослые и дети обязательно ходили в гости и ели там блины со сметаной, маслом, вареньем. | 
| Архитектура села и деревни 
 | Знакомство с особенностями архитектуры села и деревни | Здания находятся в окружении зеленых насаждений. Имеются дополнительные постройки для домашних животных. Сельские постройки гармонично вписаны в окружающих природный ландшафт. | 
| Птицы прилетели | Весна - пора прилета птиц. | Март - месяц прилета птиц. Чтение стихотворения Долинского «Птички- странички». | 
| Апрель | ||
| Что нам стоит дом построить? | Учить анализировать сходные объекты, формировать представления о разных постройках домов. | Найти различие между одноэтажным и многоэтажным домом. Конструирование одноэтажных и многоэтажных домов из строительного материала. | 
| Раздел «Народные праздники и традиции Донского края» | ||
| Живет в народе песня | Знакомство с казачьими песнями. | Народные казачьи песни воспевают любовь к родному краю, его природе, особенностях характера казака – мужество, храбрость, готовность оберегать родную землю. Казаки часто исполняли песни на народных праздниках, встречах после боевых походов. Колыбельные песни были наполнены теплотой и нежностью к своим маленьким казачатам. | 
| Народные музыкальные инструменты | Служили человеку не только для развлечений. Каждый инструмент издает свой неповторимый звук. | Сохранение обычаев, традиций от поколения к поколению. Казаки верили, что музыкальные инструменты обладают еще и волшебной силой, оберегают людей от всякого зла. | 
| Звуки народных инструментов | Дать представление о виде и звучании народных инструментов. | Звуки у каждого инструмента образуются по-разному: ударом по струнам, друг об друга, растяжением мехов. Мелодии бывают разные по характеру: веселые и грустные. | 
| Май | ||
| Праздник Пасхи | Дать представление о значении и традициях праздника. | В праздник Пасхи на Дону казаки всегда пекли куличи, красили яйца, накрывали праздничные столы, ходили друг к другу в гости. | 
| Животные Донского края | Знакомство с животными, обитающими в Ростовской области | Расширение представлений о животных, обитающих в Ростовской области. | 
| Птицы Донского края | Знакомство с птицами, обитающими в Ростовской области | Расширение представлений о птицах, обитающих в Ростовской области. | 
| Педагогическая диагностика уровня освоения детьми программы «Родники Дона» | Определение уровня освоения детьми программы «Родники Дона» | |
Перспективный план по реализации содержания
программы «Родники Дона» (третий год обучения, старшая группа)
| Тема | Цель | Знания | 
| Раздел «Человек в истории Донского края» | ||
| Сентябрь | ||
| Как у нас было на Тихом Дону | Знакомство с историческим прошлым родного края. | Город-крепость Танаис был торгово-промышленным центром. На Дону жили разные племена – кимерийцы, скифы, сарматы, хазары, печенеги. | 
| Возникновение донского казачества | Казачество – сообщество людей | Казак – защитник родины, труженик. Мужественность казака, трудолюбие. Женственность казачки, способность воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. | 
| Казачьи символы и знаки | Герб, флаг, гимн Ростовской области. Символы Войска Донского. | Слово «родина» много значит для каждого из нас. Ростовчане гордятся просторами и красотой Донской земли. Самое большое богатство Донского края – это его народ. | 
| Казачий курень, донские казачьи традиции | Казачий курень – жилище казаков, место для общения семьи | Уклад жизни казака, тип казачьего жилища: землянки, курень. Курень обьединяет и собирает членов семьи, обогревает, защищает от непогоды. Природосообразность казачьего зодчества, внешнее украшение построек. Внутренне убранство куреня. | 
| Октябрь | ||
| Развлечение «Покров» | Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. | Уяснить особенности празднования «Покрова» на Дону, приобщать детей к истокам русской культуры. | 
| Труд людей родной земли | Расширение знаний о труде казаков | Сельское хозяйство (земледелие, животноводство, рыболовство, огородничество) является основой экономической жизни казаков. | 
| Старинная казачья кухня | Знакомство со старинной казачьей кухней | Внутренне убранство казачьей кухни, предметы кухонной утвари. Разнообразие старинной казачьей кухни | 
| Ноябрь | ||
| Казак рождается воином | Формировать у дошкольников интерес к истории Войска Донского. | Храбрость, умение владеть оружием, выносливость, мгновенная реакция – все это составляет казачий характер, который ковался в мужчине с колыбели. Роль казачки в воспитании казака. | 
| Раздел «Человек - созидатель культуры» | ||
| Преданья старины глубокой | Ознакомление с историей и спецификой казачьего фольклора. | Знакомство с историей и спецификой казачьего фольклора, разнообразием жанров фольклора и сюжетов песен. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений. | 
| Здравствуй, сказка Тихого Дона! | Знакомство с народными волшебными сказками, записанными на Дону. | Неповторимость казачьей сказки, самобытность языка | 
| Здравствуй, сказка Тихого Дона! | Знакомство со сказками П.Лебеденко | Красота поступков положительных героев сказки, которые неуклонно стремятся помогать слабым, обиженным, их бесстрашие и находчивость. | 
| Декабрь | ||
| Одежда казаков | Ознакомление детей с одеждой донских казаков | Одежда казаков показывает оригинальность, основанную на глубоких художественных традициях, согревает, создает удобство и комфорт человеку, показывает принадлежность к профессии. | 
| Устное народное творчество | Знакомство с произведениями устного народного творчества устного | Устное народное творчество раскрывает своеобразие эстетических представлений о добре, красоте. Трудолюбии, дружбе в казачьей среде. | 
| Живопись донских художников | Знакомство с произведениями донских художников | Живопись открывает мир людей, ценность и красоту жизни, красоту сочетаний цвета. | 
| Январь | ||
| Рождество | Развивать представления о значении праздника | Знакомство с Рождественскими традициями. | 
| Посуда на столе казака | Расширение знаний о быте донских казаков | Посуда является украшением стола, обладает удивительной способностью сохранять свежесть продуктов. | 
| Белая Семикаракорская керамика – художественный феномен. | Знакомство с декоративно - прикладным искусством Дона. | В основе Семикаракорской керамики лежит букетно-растительный орнамент, дополненный сеткой, арабеской. Могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона. | 
| Февраль | ||
| Лепка Семикаракорской посуды | Освоение приемов работы с глиной. | Семикаракорский промысел, технология его изготовления. Передача особенностей Семикаракорской посуды. | 
| Гордость Донской Земли – А.П.Чехов. | Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова. | Писатель родился в Таганроге. Множество произведений писателя связаны с родным краем. Чехов писал не только для взрослых, но и для детей. Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Глава пятая «Талант, талант». | 
| Композиторы Донской земли | Знакомство с творчеством донских композиторов. | Познакомить с понятием композитор и консерватория. Творчество донских композиторов Л.П.Клиничева, В.С.Ходоша. | 
| Март | ||
| Народный и кукольный театр на Дону | Знакомство с историей народного и кукольного театра. | Раскрывает модель жизни, отношений, передает традиции, обычаи. | 
| Раздел «Человек в пространстве Донского края» | ||
| Архитектор - создатель поэзии в камне | Формирование представлений о профессии архитектора. | Архитектор создает проект, эскиз, чертеж и макет здания. Главные средства выразительности – форма и обьем. | 
| Город-крепость Старочеркасск | Знакомство с историей Старочеркасска | История и достопримечательности Старочеркасска. Беседа с использованием презентации. | 
| Столица Области Войска Донского - город Новочеркасск | Современная столица Войска Донского. | История и достопримечательности города Новочеркасска. Беседа с использованием презентации. | 
| Апрель | ||
| Город Таганрог – родина А.П.Чехова | Знакомство с историей и достопримеча тельностями Таганрога | Таганрог является крупным портовым городом, в котором имеется множество памятников архитектуры. Город Таганрог – родина всемирно известного писателя А.П.Чехова, многочисленные архитектурные сооружения посвящены знаменитому горожанину. | 
| Архитектура города Ростова-на-Дону | Актуализация знаний об архитектуре города Ростова-на-Дону | В архитектуре города Ростова - на – Дону отражены особенности истории и культуры южного купеческого города. Конструирование из бумаги «Наша улица родная». | 
| Монументальные памятники донской казачьей старины | Познакомить со скульптурой как одним из видов искусства. | Донская земля богата памятниками скифской культуры (древние городища). Знакомство с понятиями «скульптура» и «скульптор». | 
| Памятники Героям-защитникам земли Донской | Знакомство со знаменитыми памятниками Ростовской области. | Рассказать о подвигах защитников Отчества и посвященных им памятникам: памятники героям Гражданской и Великой Отечественной войны. | 
| Раздел «Праздники - события в жизни людей» | ||
| Май | ||
| Пасха | Дать представление о значении и традициях праздника. | Проект «Пасхальный перезвон» Участие в праздничном мероприятии (по сценарию) Подготовка выставки поделок и рисунков. | 
| Народные праздники на Дону | Христианские праздники на Дону тесно связаны с народными. | Актуализировать знания о основных христианских праздниках на Дону: Рождество, Колядки, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Вспомнить особенности подготовки и традиции празднования. | 
| Увеселения, забавы, игры, казаков | Дать представления о досуге казаков. | Увеселения, игры, забавы казаков как особые формы передачи социального и культурного опыта новым поколениям. | 
| Диагностика | Определение уровня представлений дошкольников о культуре и истории Донского края. | |
Перспективный план по реализации содержания
программы «Родники Дона» (четвертый год обучения, подготовительная группа)
| Тема | Цель | Знания | 
| Раздел «Человек в истории Донского края» | ||
| Сентябрь | ||
| Как у нас было на Тихом Дону | Знакомство с историческим прошлым родного края. | Познакомить с археологическими находками. Легенда об амазонках. Город-крепость Танаис | 
| Казак-молодец, вольный удалец 
 | Знакомство с историей донского казачества. | Откуда пошли «казаки» - вольный народ. Знакомство с оружием казаков. | 
| Казачьи символы и знаки | Знакомство с символами казаков и их заповедями. | Символы Ростовской области - герб, гимн, флаг. Символы войска Донского – знамя, герб и гимн. Самое большое богатство края - его народ. Заповеди казаков. | 
| Октябрь | ||
| Край, в котором ты живешь. История Донской земли | Развитие способности понимать ценность жизни. | История донской земли. Казак – защитник Родины, труженик. Символика Войска Донского. | 
| Развлечение «Покров» | Систематизировать знания о казачьих праздниках, создать положительный эмоциональный настрой. | Уяснить особенности празднования «Покрова» на Дону, приобщать детей к истокам русской культуры. | 
| На казачьем кругу | Знакомство с символами казачьей доблести, воспитание чувства гордости за свой родной край | Понятие «Казачий круг», символы казачьей доблести: бунчук, булава, насека, печать Войска Донского. Символы Войска Донского отражают его особенности, кодекс казачьей чести. | 
| Ноябрь | ||
| Казак рождается воином | Формировать у дошкольников интерес к истории Войска Донского. | Храбрость, умение владеть оружием, выносливость, мгновенная реакция – все это составляет казачий характер, который ковался в мужчине с колыбели. Роль казачки в воспитании казака. Роль казачки в воспитании казака. | 
| Атаманы И.М.Краснощеков, М.И.Платов - легендарные личности Дона | Знакомство с подвигами легендарных донских атаманов | Чудеса храбрости и мужества, проявленные на войне донскими атаманами И.М. Краснощековым, М.И. Платовым | 
| Раздел «Человек - созидатель культуры» | ||
| Преданья старины глубокой | Ознакомление с историей и спецификой казачьего фольклора. | Разнообразие жанров донского фольклора и сюжетов песен. Казачий фольклор имеет патриотическую направленность. | 
| Здравствуй, сказка Тихого Дона! | Знакомство со сказками П. Лебеденко. | Чтение сказки «Доброе сердце дороже красоты» Беседа по содержанию произведения. | 
| Декабрь | ||
| Устное народное творчество. Сказки, записанные на Дону. | Знакомство с устным народным творчеством | Чтение сказки «Про сына купца и дочь сапожника». Беседа по содержанию произведения. | 
| Сундучок тетушки Аксиньи | Расширение знаний о традиционной одежде и обуви казака и казачки. | Повседневная и военная форма донского казака. Особенности повседневной и праздничной женской одежды. | 
| Казачий курень | Актуализация знаний о казачьих куренях - жилищах донских казаков. | Аппликация «Казачий курень». | 
| Январь | ||
| Рождество | Развивать представления о значении праздника | Знакомство с Рождественскими традициями. | 
| Посуда на столе казака | Расширение знаний о быте донских казаков. | Казаки пользовались деревянной, глиняной посудой. Плели посуду из лозы. О металлической посуде. Мастер-класс по изготовлению традиционной посуды казаков. | 
| 
 | ||
| Семикаракорская посуда. Роспись в стиле Семикаракорского промысла | Освоение техники рисования элементов узора Семикаракорской росписи | Декоративное рисование по мотивам Семикаракорского промысла. | 
| Февраль | ||
| Благодатная земля нашей родины, которая так щедра на таланты | Развитие ценностносмыслового отношения к донской культуре. | Донская культура, средства выразительности различных видов искусств: живописи, музыки, поэзии, художественных произведений | 
| Художники Донского края | Знакомство с жизнью и творчеством живописцев Дона М.Б.Грекова, М.С.Сарьяна. | Жизнь и творчество выдающихся живописцев Дона, воспевавших донскую природу | 
| Гордость Донской земли – М.А.Шолохов | Знакомство с жизнью и творчеством писателя Шолохова М.А. | Знакомство с биографией и творчеством писателя. Чтение отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Нахаленок». | 
| Композиторы Донской земли | Знакомство с жизнью и творчеством Донских композиторов. | Творчество донских композиторов А.И.Кусякова, Г.Н.Гонтаренко. произведения донских композиторов входят в репертуары оркестров, хоров, камерных ансамблей народных инструментов. | 
| Март | ||
| Масленица | Формирование представлений об обрядовых праздниках на Дону, воспитание ценностного отношения к народным традициям | Приобретение певческих навыков, знакомство с культурными традициями донских казаков. | 
| Народный и кукольный театр на Дону | Знакомство с историей народного и кукольного театра. | Раскрывает модель жизни, отношений, передает традиции, обычаи. | 
| Раздел «Человек в пространстве Донского края» | ||
| Архитектура и скульптура | Актуализация знаний об особенностях архитектуры и скульптуры родного края. | Архитектура и скульптура как виды искусства. Главные средства выразительности. | 
| Архитектура г. Ростова-на- Дону | Знакомство с архитектурой города Ростова-на-Дону | История и достопримечательности Ростова-на-Дону. Беседа с использованием презентации. | 
| Апрель | ||
| Монументальные памятники Донской казачьей старины | Ознакомление с памятниками Донской казачьей старины | Отличительные особенности скульптурных произведений. Памятники героям родной земли. | 
| Человек - созидатель и человек - разрушитель | Привить чувство ответственности за свои поступки. | Человек может создавать и разрушать. Большой урон приносит экологическая обстановка. Исторические события также влияют на памятники прошлого | 
| Архитектура родного города (рисование) | Развитие умения передавать архитектурные особенности зданий родного города | Памятники архитектуры родного города имеют свое самобытное лицо, конструктивно-художественные особенности, историю создания. | 
| Наша улица родная. Конструирование из бумаги | Развитие умения передавать архитектурные особенности зданий родного города: форму, обьем, характер. | Рассказать о подвигах защитников отчества и посвященных им памятникам: памятники героям Гражданской и Великой Отечественной войны. | 
| Раздел «Праздники - события в жизни людей» | ||
| Май | ||
| Пасха | Дать представление о значении и традициях праздника. | Проект «Пасхальный перезвон» Участие в праздничном мероприятии (по сценарию) Подготовка выставки поделок и рисунков. | 
| Народные праздники на Дону | Христианские праздники на Дону тесно связаны с народными. | Актуализировать знания о основных христианских праздниках на Дону: Рождество, Колядки, Святки, Масленица, Пасха, Троица. Вспомнить особенности подготовки и традиции празднования. | 
| Увеселения, забавы, игры, казаков | Дать представления о досуге казаков. | Увеселения, игры, забавы казаков как особые формы передачи социального и культурного опыта новым поколениям. | 
| Диагностика | Определение уровня представлений дошкольников о культуре и истории Донского края. | |