.
.
Занятие 19. Репетиция спектакля «Красная Шапочка»
Цель. Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.
Ход занятия
1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
2. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».
Дети в творческом полукруге.
Педагог произносит несколько фраз: «Раз солгал - навек лгуном стал. За сцену бала он получил три балла. Ване удалось помыться в ванне. Звону много, а толку мало».
Педагог. Повторите эти фразы на выдохе медленно и четко - поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдать и уговорить. Меняйте темп произношения.
Педагог ставит перед исполнителями ролей актерские задачи. Ведущий спектакля - девочка, которая изъявила желание исполнить эту роль. Слова она учит вместе с воспитателем и родителями. Ее задача - не только донести слова автора до зрителей, но и быть как бы свидетелем происходящих событий, комментировать действия героев на сцене.
На этой репетиции дети пробуют сыграть весь спектакль без остановки. Они берут детали костюмов: шляпы дровосеков, платки
бабушки и мамы, красную шапочку внучки, маску волка; необходимый реквизит: крышки, чашки, топоры, цветы для эпизода «Красная Шапочка в лесу». Педагог назначает ответственных за выход героев на сцену, за открытие занавеса, игровых занавесов (их в спектакле два), за дежурство во время репетиции; напоминает порядок репетиции эпизодов.
Пролог - «История Красной Шапочки».
Эпизод 1 - «К бабушке в гости».
Эпизод 2 - «Работа дровосеков».
Эпизод 3 - «Красная Шапочка в лесу».
Эпизод 4-«Хитрый Волк».
Финал - «Дровосеки спасают бабушку и внучку».
Занятие 18. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Развивать память, воображение детей.
Ход занятия
1. Беседа о театрализованной игре.
2. Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети в творческом полукруге. Педагог беседует с ними о
театрализованной игре: «Вы наверняка обратили внимание на то, что мы много играем. Игры развивают воображение и фантазию, готовят к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.
Воображение и вера в вымысел - главные особенности театральной деятельности. Вы легко верите в то, что стул может превратиться в воображаемую лошадь, на которую можно сесть; вы можете пролезть под столом, представляя, будто пролезаете под животом лошади. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: „Почему? Для чего? Зачем я это делаю?" Развить эту способность помогут упражнения и этюды на сценическое оправдание, то есть умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными (придуманными) причинами
(п редл а гаем ы м и обстоятел ьства м и)».
Игра «Угадай, что я делаю?»
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Занятие 16. Репетиция сказки «Красная Шапочка»
Цель. Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать
внимание, память, фантазию, воображение детей.
Ход занятия
1. Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
2. Репетиция эпизода «Хитрый Волк».
Дети в творческом полукруге. Упражнение на речевое дыхание «Свеча».
Тренировка медленного выдоха при направлении струи воздуха на воображаемое пламя свечи. Пламя отклоняется; нужно постараться держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Упражнение «Погасить 3, 4, 5, 6... 10 свечей».
На одном выдохе нужно «погасить» 3 свечи, разделить выдох на три порции. Повторить 2-3 раза.
Упражнение «Прыгуны».
Педагог. Ребята, представьте, что вы - цирковые акробаты- прыгуны. Сделав сальто, вы оказываетесь на арене легко, изящно, артистично. Сальто сопровождается восклицанием: «Алле-е-гоп!» На
«алле-е» - переворот, на «гоп!» - подскочили и встали на ноги.
Разумеется, прыжки-перевороты делаются в воображении. В этом упражнении задействованы руки. «Алле-е» - держа кисти перед грудью, сделать легкое быстрое вращательное движение; на «гоп!» - руки выбросить широко вверх. Вместе с руками «выбрасывается» легко и свободно слово «гоп!»
Повторение скороговорок:
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Был бы бык, а мясо будет.
Пан или пропал.
Все бобры добры для своих бобрят.
Репетиция эпизода «Хитрый Волк».
Педагог. Ребята, как Волк обманул бабушку? Что сделал Волк, когда проглотил бабушку? Почему Красная Шапочка поверила, что у бабушки хриплый голос? Почему Красная Шапочка не увидела Волка?
Почему Красная Шапочка стала спрашивать бабушку о ее больших руках? Почему Красную Шапочку удивило, что у бабушки большие уши, большие глаза и большие зубы? Каким образом дровосеки узнали, что в домике находится Волк?
На сцену выходят исполнители ролей Красной Шапочки, Волка, бабушки и дровосеков. Задача Волка - съесть бабушку и внучку.
Задача бабушки - представить, что она очень больна и не может открыть дверь, поэтому голос у нее хриплый и говорит она медленно. Задача Волка - притвориться, что он не Волк, а Красная Шапочка, говорить тоненьким голосом (за занавесом стоит исполнительница роли Внучки, которая говорит за Волка). Движения Волка резкие, глаза злые. Задача Красной Шапочки - проявить как можно больше любопытства в разговоре с «бабушкой».
Волк хочет съесть Красную Шапочку, она бежит от него по комнате с криком: «По-мо-ги-те!» В этот момент в домик входят дровосеки. Они не убивают Волка, а говорят: «Сейчас же отдай бабушку и внучку». Волк отвечает: «Возьмите». Из избы выходят бабушка и внучка, затем
дровосеки и связанный Волк.
Дровосеки. Теперь ты будешь жить в зоопарке.
Бабушка и Красная Шапочка. Спасибо, вам, дровосеки.
Дровосеки (поют).
Мы дровосеки, парни верные,
Дружить умеем на века, да! Да!
Мы охраняем лес от нечисти,
Чтоб был прекрасен он всегда.
Участники спектакля кланяются. Зрители аплодируют.
Занятие 17. Ритмопластика
Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Ход занятия 1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».
Дети в творческом полукруге.
Педагог. «Театр - это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре - актер. Актер должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать себя на сцене, быть подвижными, ловкими, гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на развитие двигательных способностей.
Игра «Снеговик».
Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Баба Яга».
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу - Раздавила курицу,
Пошла на базар - Раздавила самовар!
Вышла на лужайку - Испугала чайку!
Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.
Занятие 15. Разыгрывание этюдов
Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.
Ход занятия
1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.
Дети в творческом полукруге.
Педагог. Что такое эмоция? (Душевное переживание, чувство.) При помощи чего можно передать эмоциональное состояние человека? (Мимика, жест.) Как мы называем сильное возмущение, негодование? (Гнев.) Как называется крайне неприятное чувство, вызванное чем-либо? (Отвращение.) Вы когда-нибудь наблюдали, когда сильно был возмущен ваш друг или подруга? А может быть, вы видели человека в гневе на улице, в автобусе, на рынке? Если человек сильно возмущен, то что он делает руками, ногами, голосом? Кто готов показать этюды на эмоции - гнев и отвращение?
Дети выполняют этюды вместе с педагогом. Они вспоминают этюд из спектакля «Теремок»: когда Волк пытался попасть в теремок, его жители в гневе кричали, размахивая руками:
Уходи, зубастый Волк,
Не ломись ты в нашу дверь.
Крепко заперт теремок На засов и на замок.
Педагог просит детей быть более наблюдательными, запоминать события, эпизоды окружающей их жизни.